Без перспективного фрегата не появится перспективный эсминец!

Дискуссия последних лет о строительстве в РФ перспективного эсминца (ЭМ, тема «Лидер») с обычной ГЭУ или атомной, в СМИ и интернете уже давно набила всем оскомину. Но до сих пор не прояснила обстановку. Эксплуатация ядерных ПЛ и атомных РК за последние 35 лет выявила не готовность России к выстраиванию нормальной береговой эксплуатационной системы и соблюдению норм безопасности по отношению к окружающей среде. Так, что ядерная установка на перспективном ЭМ остаётся под вопросом. Обычная ГЭУ для перспективного ЭМ типа «Лидер» приказала долго жить, в связи с событиями на Украине. Когда отечественные разработки газовых турбин и мощных дизелей обеспечат эсминцам приемлемую мощность хотя бы в 110 000 – 120 000 л.с., я не знаю. Но уверен в одном точно: после 2020 года на перспективный эсминец денег не будет!

Возникает вопрос: « А так уж ли нужен России до 2020 года современный эсминец?». Мне возразят, что и авианосцы нам нужны, и эсминцы и многое, что другое для обеспечения перспектив и сбалансированности ВМФ. Я согласен. Но не с нашим либеральным правительством строить современный океанский флот! Ведь до сих пор во властных структурах заседают выкормыши гнезда Ельцина и лучшие ученики Собчака, внуки тех, кто вооружённым путем в 1917 году уничтожил законную власть русского народа. Но теперь эти лукавые пастыри, глашатаи «либерального славного будущего» так много говорят о возрождении былого могущества России, о русских национальных ценностях и выдающейся роли русской культуры в мире, что просто диву даёшься. Но проза жизни говорит об обратном, за почти 100 лет остатки русского духа уничтожены полностью... (Хотя большинство сегодняшнего политического олимпа позиционирует себя, как русских. Политик Евгений Примаков имеет «девичью» фамилию Киршблат, главный по нано-технологиям Анатолий Чубайс – фамилию Сагал, бывший мэр Москвы Юрий Лужков на самом деле Кац, писатель Григорий Бакланов – Фридман, певица Лариса Долина в девичестве Кудельман, начальник Главатома Кириенко на самом деле Израитель, поэт Евтушенко раньше носил фамилию Гангнус, политик Немцов по отцу всё же Нейман, а банкира Виталия Малкина в Израиле называют почему-то Авихуром Бен Баром и т.д. и т.п.) Всё как предписано в «Протоколах Сионских мудрецов» для жителей Кагальной республики!...

Губернатор одного из российских регионов, «видный представитель богоизбранного народца» взял взятку в 5,6 млн. долларов США, «сколлекционировал» фирменных часов на такую же сумму, не считая стоимости россыпи драгоценностей, обнаруженных в его квартире при обыске. Всё как классик прописал. "Еврей присвоил себе денежную власть... Какова мирская основа еврейства? - Практическая деятельность, своекорыстие. Каков мирской культ евреев? - Торгашество. Кто его мирской бог? – Деньги ... («К еврейскому вопросу», К. Маркс, Ф.Энгельс соч. изд. 2-ое, т. I стр. 408).

Вышеуказанная сумма тянет на стоимость производства в серии МРК пр.21631 «Буян-М» с ПКР «Калибр» или корвета пр. 11661 К, при курсе доллара к рублю 1: 62. Но дело не в воровстве и коррупции губернаторов и чиновников меньшего ранга, сегодняшняя безответственная политика правительства не настраивает на здоровый оптимизм. Деятельность одного только бывшего «табуреточного» министра обороны РФ, что стоит! А он и его подельники-казнокрады до сих пор не наказаны! Да и его предшественники были не лучше. Деды младо-реформаторов «освоили» 5 000 т золота Российской империи за 70 лет советской власти. Внуки Троцкого и Свердлова вошли в топ-лист журнала «Форбс», «прихватизировав» национальное богатство СССР и 2 500 т драгметаллов тирана Сталина, всего за 5 лет перестройки и 5 лет либерализации (золотой запас современной России составляет менее 400 т). Как видим всё познаётся в сравнении... Но вернёмся к наши баранам.

На примере состояния Черноморского флота видна пропасть, отделяющая современный ВМФ РФ от ещё недавнего славного прошлого океанской державы. Сегодня на заход НАТОвских кораблей в Чёрное море командование ВМФ России вынуждено высылать авиацию – не осталось на Чёрном море ни одного корабля, способного противостоять не то чтобы крейсерам супостата, фрегаты перехватить нечем. Единственная дизельная ПЛ «Алроса» противостоит 18 ПЛ турецкого флота, правда турецкие субмарины могут противодействовать нашему флоту и ПКР и ПЛУР. А мы нет. Крейсер «Москва» замер у причала в ожидании капремонта, СКР «Ладный» загоняли вместе с БДК по Средиземному морю, МРК пр. 1239 «Сивуч» способны прикрыть лишь базу Черноморского флота. А ещё в начале 1990-х годов было не всё так плачевно.

Я не про патологическую глупость генсеков КПСС рассуждаю, когда к 1986 году СССР настроил 364 ПЛ (больше чем во всём мире ! Вместе взятые ПЛ флотов западных стран и рядом не стояли!), из которых 76 были ПЛАРБ, хотя в океан из этой армады выходило не больше 10-11%! Я рассказываю про достаточно комплексно сбалансированный флот на примере Черноморского. Обстановка на юге России лишний раз заставляет анализировать недавние события. Вот его состав на начало 1990-х годов.

Черноморский флот

  • Авианесущий крейсер-ракетоносец – 1 ед.
  • КР, ЭМ, СКР – 27 ед.
  • Фрегаты и корветы – 30 ед.
  • Тральщики – 25 ед.
  • Ракетные и патрульные катера – 26 ед.
  • Десантные суда – 15 ед.
  • ПЛ торпедные – 29 ед.
  • ПЛ с КР – 6 ед.
  • Морская авиация – 227 самолётов

Как говорится, почувствуйте разницу! Мы были в то время нищими, но хотя бы чувствовали себя защищёнными. Сегодня мы вновь нищие, но защитить наш флот нас не может. Где наш Черноморский флот? Ау!

Средиземноморская эскадра имела в то время в своём составе:

  • Суда, базирующиеся на порты дружественных стран – 25–35 ед.
  • КР, ЭМ, СКР – 4-9 ед.
  • ПЛ торпедные – 2-4 ед.

Поэтому говорить с оптимизмом по поводу судостроительной программы ВМФ РФ до 2020 года не приходится. Не до перспективных эсминцев сейчас, мы фрегаты по 8 лет строим, а они не выдерживают даже заводских испытаний (сожгли энергетическую установку!) и вместо РЛС с ФАР выходят в море с дырами, забитыми досками! А вы мне про ЭМ типа «Лидер» лепечите, что-то! Нам хотя бы десяток примитивных фрегатов пр. 1135.6 успеть (уже закладку 6-го отложили!) построить, чтобы они могли сопровождать «Пётр Великий» или «Москву», пока на страну не обрушился очередной экономический кризис.

Ведь в чем смысл перспективного ЭМ? В том, чтобы он стал многоцелевым. Как уже неоднократно заявляло руководство ВМФ РФ перспективный ЭМ, он будет представлять собой: «Эсминец с комплексом ракетного оружия с универсальными пусковыми установками вертикального старта для стрельбы высокоточными ракетами по наземным, надводным и подводным целям. ПВО корабля обеспечат зенитные ракеты большой, средней и малой дальности. ... Универсальными будут и артиллерийские установки эсминца, которые смогут вести огонь по береговым и морским объектам противника высокоточными управляемыми снарядами. ... Многофункциональность корабля окажет влияние и на содержание его радиоэлектронной начинки. ... Корабль дальней морской зоны будет иметь неограниченную мореходность и скорость хода до 30 узлов. При 17-узловом ходе эсминец сможет автономно пройти до 10 тыс. миль. Численность экипажа ожидается сравнительно небольшой, что улучшит качество обитаемости. Водоизмещение корабля достигнет 10 тыс. тонн. Главная энергетическая установка эсминца будет газотурбинного типа. На корабле предусмотрят ангар для двух противолодочных вертолетов.»

Казалось бы, всё правильно, только такой корабль был нужен в начале 1990-х годов, но не в 2015-2018 г.г.! Для незадачливых читателей поясняю: исследовательские работы по формированию облика нового корабля дальней морской зоны, оформление технической документация проекта, да плюс рабочие чертежи затянут процесс минимум на 30 месяцев. А его вооружение: и зенитное и ракетное (ПКР, КР и ПЛР) разработано ещё 20-25 лет назад. Все мировые державы готовятся вооружать свои флоты гиперзвуковым оружием (даже небогатая Индия уже на пути создания своей гиперзвуковой ракеты!), а мы разработки 1980-х годов хотим пристроить на российском флоте... Чиновники МО РФ так срослись с ВПК, что на безопасность страны им наплевать! Они же люди мира, старость проведут на экзотических островах, если, что в России не заладится... А нам законопослушным налогоплательщикам куда податься в случае войны?

... Был такой несгибаемый либерал, неприкасаемый бизнесмен Пугачёв (пусть не смущает вас, его русскозвучащая фамилия, сей цадик из когорты «богоизбранных! Правда, сейчас вынужден находиться в бегах), что обещал ОСК успешно реализовать строительство военных кораблей, да преуспел только в разворовывании и развале всех Питерских верфей. Не отсюда ли такие сроки строительства даже фрегатов, не говоря уже о других кораблях для ВМФ РФ! Но он финансировал предвыборную кампанию «питерских выкормышей» нашего правительства, а значит, не подсуден, и будет отдыхать безбедно всю оставшуюся жизнь на Мальдивах.

И так везде и всюду! Куда не кинь взгляд, сплошь лица еврейской национальности (а в стране 82% русских! См. Перепись населения в 2010 году) не пропорционально представлены среди бизнесменов, юристов, врачей, в органам местного самоуправления, в парламенте, правительстве страны, среди писателей, журналистов, художников, композиторов, работников культуры и высших сотрудников прокуратуры, спецслужб и МВД. Но это, же чистой воды апартеид, то есть фашизм! (См. решение Генеральной сессии ООН от 1972 г., резолюцию Лиги африканских стран «Дурбан-2009»).

Именно так называется политическая ситуация в многонациональной стране, когда лица одной национальности владеют всеми природными ресурсами, фабриками, заводами, (См. журнал «Форбс» «Список 100-а самых богатых граждан РФ»!) средствами массовой информации, узурпируют власть в стране, парализуют развитие культуры и образования, устанавливают жестокую диктатуру и грубо нарушают права других народов, прикрываясь лживыми лозунгами либеральной демократии. (Из 465 депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ, 403 являются лицами еврейской национальности (См. сайт израильской газеты «Едиот Ахронот», октябрь 2014 г.). Хотелось бы узнать имена этих 60-ти счастливчиков, а главное, к каким народам они принадлежат. Об амбициях ли океанской державы мечтать, когда в стране согласья нет? Лишь недалёкие люди ещё верят узколобой пропаганде Кремля!

В таких условиях надо принимать нестандартные решения. Вот французы отказались строить самолёты 5-го поколения, начав подготовку к постановке на конвейер сразу самолёты 6-го поколения. И в России надо отработать на малых формах, дешёвых, серийных кораблях, принятие дорогостоящего гиперзвукового оружия в строй. Как мне видится решение этой проблемы в перспективе? Сначала необходимо реализовать проект хотя бы фрегата с гиперзвуковым оружием, а уж затем – ЭМ. А эскадренный миноносец «Лидер» не строить вообще! Экономические возможности государства сегодня весьма и весьма ограничены: все богатства наших предков уже разворованы «успешными людьми»...

Я не специалист по военно-техническому строительству ВМФ РФ, но как добропорядочный налогоплательщик считаю возможным потребовать от чиновников МО РФ отчёта об использовании моих налогов по назначению. А значит необходимо публичное обсуждение проблемы. Не затрагивая состояние работ по созданию отечественных гиперзвуковых ракет (Х-90 и пр.), хотелось бы высказать своё мнение об использовании уже существующих систем оружия, имеющих гиперзвуковую скорость.

Ни для кого не секрет, что некоторые зенитные ракеты наших комплексов ПВО имеют гиперзвуковые скорости. В открытой печати приводят такие характеристики ЗУР 48Н6Е3: скорость максимальная – 2,5–3 км/сек (более 7М), дальность полёта – 250 км, вес БЧ – 180 кг. Как вы понимаете, ракета преодолевает заявленную дальность за 2 минуты, а работное время комплексов ПВО «Патриот» и ТНААD более чем 1,5 минуты, его морские варианты с ракетами «Стандарт SM-2ER» и даже «Стандарт SM-6», не лучше. И, вообще, пока в мире никто не научился эффективно сбивать зенитные ракеты, атакующие корабль с гиперзвуковой скоростью.

До настоящего времени корабельное ракетное оружие имело четкую специализацию – ПКР, ЗУР, ПЛУР, КР. Но в последнее время в мире родилась пока еще не слишком явная тенденция – универсализация ПКР и ЗУР (покамест данная затея претворяется в жизнь на малых ракетах, в т.ч. и в РФ – вспомним «Корнет», который хоть и не ПКР но может поражать как наземные так и воздушные цели). С одной стороны, идея вроде бы бредовая, поскольку задачи перед этими ракетами стоят совершенно разные, но вот с другой стороны...иметь универсальную ракету для поражения надводных и воздушных целей куда как соблазнительно.

Сравним для начала некоторые ТТХ у ЗУР 48Н6Е2, ПКР–«Клаб-К» 3М-54Э1 и «Оникс» 3М55.

  • Стартовая масса – 1900 кг, 1800 кг и 3100 кг
  • Длина – 7,5м, 8,22 м и 8,9 м
  • Диаметр – 0,519 м, 0,533 м, 0,7 м
  • Скорость полета – свыше 7М (2,1 км/сек), 0,8М и 2,9М (на высоте и 2М – у поверхности)
  • Вес боеголовки – 150кг, 400 кг, 250 кг
  • Дальность полета – 200 км, 300км и 300 км (при полете на низкой высоте – 120 км)

Иными словами – современные противовоздушные и противокорабельные ракеты как-то уж сильно сблизились по массо-габаритным характеристикам, причем, зачастую, ПКР имеют меньшую массу и размеры, чем ЗУР. Есть, конечно, и отличия – ЗУР быстрее, имеет меньший вес боеголовки и меньшую (но сопоставимую) дальность полета. В приведенном мною примере «особняком» от ЗУР стоит только сверхзвуковая ПКР «Оникс» - но, с другой стороны, новая и более дальнобойная ЗУР 48Н6E3 (дальность до 250 км) имеет уже 180 кг БЧ против 250 кг «Оникса». А стартовая масса новой дальнобойной 40Н6Е уже «ушла» за 2 тонны. Хотя самая современная противокорабельная ракета воздушного базирования Х-31АД имеет боеголовку всего 100 кг, при дальности 200 км, но считается убийцей ЭМ.

Однако же массо-габаритные характеристики – это еще не все. Важное значение имеет также траектория полета ракеты. У ЗУР – все понятно, она попросту летит к воздушной цели, ибо никто еще не додумался сбивать ЗУР противоракетами. Им противодействуют, в основном, ловушки и РЭБ. Совсем другое дело – ПКР. Эти стараются жаться к поверхности моря и не светиться до поры, до времени на экранах радаров. Потому что ПКР, летящая на большой высоте со скоростью 0,8 – 2 М является «законной добычей» не только для противоракет но и для обычных ЗУР.

Совсем другое дело – современная ЗУР, летящая со скоростью 6-7М на большой высоте. Если, скажем, перспективная 40Н6Е сможет выдерживать маршевую скорость полета 2 км/сек (ее максимальная скорость – 2,5 км/сек), то ее подлетное время до цели, расположенной в 250 км от точки залпа – чуть более 2-х минут (по сообщениям некоторых СМИ эта ракета уже прошла госиспытания и в марте 2015 года была принята на вооружение комплекса ПВО С-400 и С-300В4 со следующими характеристиками: дальность поражения воздушных целей – 400 км, высота до 185 км). Шансы на то, что противник за указанные 2 минуты сможет не только засечь ЗУР, но и подготовить и запустить собственную ЗУР, которой тоже требуется определенное время на перехват – по меньшей мере, иллюзорны. Именно поэтому считается, что гиперзвуковая ПКР неуязвима для современных систем ПВО. Но гиперзвуковые ПКР покамест существуют только на бумаге – а вот гиперзвуковые ЗУР уже встают «на крыло». Соответственно, ЗУР способные лететь по П-образной траектории и обрушиваться на корабли противника сверху и сейчас, и в ближайшие годы, будут представлять собой оружие, которое невозможно отразить иначе, кроме как средствами РЭБ. При этом ЗУР могут нести вполне приличную боеголовку, до 200 кг – конечно, это не «Гранит» с его 750 кг БЧ, утопить вражеский авианосец даже несколькими такими ЗУР вряд ли получится. Но при попадании в корабль сопровождения по крейсер включительно – масса «приятных ощущений» гарантирована, причем, скорее всего, попадание даже одной такой ЗУР выведет из строя тонкую электронику корабля – решетки РЛС и т.д. и т.п. В этом отношении фугасная БЧ ЗУР вполне оправдана – ей, конечно, не нанести таких повреждений, какие даст ПКР сделавшая «горку» и обрушившаяся на вражеский корабль сверху, с ее проникающей фугасной или даже полубронебойной БЧ – зато превратить в решето надстройки вражеского корабля и «ослепить» его – ЗУР вполне по силам. В этом случае, вражеский корабль, пусть даже и с нерастраченным боекомплектом, утратит свои возможности контроля надводной/воздушной обстановки и ПВО, а значит станет легкой добычей обычной ПКР.

...Хотя кто знает, какие повреждения современному кораблю способен нанести телеграфный столб, проламывающий палубу на гиперзвуковой скорости, да еще и с двухсоткилограммовой БЧ? Повреждения, полученные относительно современными надводными кораблями («Старк», «Шеффилд») в результате попаданий обычных, дозвуковых ПКР с куда более скромными характеристиками (как по скорости, так и по массе ракеты и БЧ) – к оптимизму не располагают. Даже одной такой ракеты достаточно, чтобы вывести из строя корабль класса «фрегат». Но что нужно сделать для того, чтобы превратить ЗУР в ПКР?

Дело в том, что системы самонаведения наших ЗУР и ПКР, прямо скажем, принципиально различаются. ПКР используют инерциальную систему наведения на большом участке полета, и только при подлете к расчетной точке нахождения включается активная – радиолокационная система наведения – т.е. собственная РЛС ракеты. В то же время, ЗУР (С-300 и С-400) в основном используют полуактивную систему наведения, совмещенную с радиокоррекцией – когда цель ЗУР подсвечивается радаром-целеуказателем (т.е. расположенном на корабле или самолете), а ЗУР наводится по отраженному от цели сигналу этого радара. Очевидно, что если враг находится в пределах досягаемости РЛС боевого корабля, он вполне способен «засадить» по нему ЗУР, но на больших дистанциях, за пределами радиогоризонта такой подвиг возможен только при наличии внешнего целеуказания, причем это внешнее целеуказание должно действовать на всем протяжении полета ракеты. Да, на фрегат можно посадить дрон вертолётного типа «Дозор» с РЛС (и не один, при весе-то в 250 кг, в том числе и с аппаратурой РЭБ!) – но никто не гарантирует, что его не собьют в самый ответственный момент и, вроде бы смертоносный залп ЗУР попросту «уйдет в молоко». В этом отношении ПКР куда более функциональна, ибо в сочетание инерциальной и активной систем наведения реализуют принцип «выстрелил и забыл» – ею можно дать залп в точку, где были обнаружены вражеские корабли, даже если контакт с ними потерян – ИС поможет не сбиться с пути, а головка активного самонаведения с высокой долей вероятности позволит ей все-таки найти врага. Современные ракеты способны захватывать цель класса фрегат на дальности до 40 км и даже больше, а ведь даже дозвуковой ПКР для преодоления 200-250 км потребуется не более 15-20 минут за которые корабль, движущийся со скоростью 30 узлов успеет отойти не далее чем на 14-16 км. Таким образом, для того, чтобы создать полноценную УР (универсальную ракету) она должна одновременно иметь инерциальную, активную и полуактивную системы наведения, да плюс пассивную головку от антирадарных ракет для подстраховки. Чем сильнее сигнал комплекса РЭБ, тем легче на него навестись. А на кораблях и РЛС и системы РЭБ всегда работают. Насколько это реально?

В принципе, это решаемая задача. Например, ЗУР "Стандарт-2MR (RIM-66C) имеет комбинированную систему наведения (радиокомандное телеуправление, инерциальную и полуактивную радиолокационную). Что до наших ЗУР, могу лишь сказать, что к имеющимся у них полуактивным системам наведения нужно добавлять инерциальную и активную. Насколько это сложно? Активная РЛГСН нашей ПКР «Оникс» весит 85 килограмм. Что до инерциальных систем – вес известных мне моделей колеблется от 5,4 до 23 кг.

При этом следует иметь ввиду, что для ЗУР РЛГСН Оникс обладает излишней мощностью. Она гарантирует обнаружение надводных целей на расстоянии 50 км – однако же для ЗУР, способной преодолеть 250 км за пару минут столько не требуется – за это время корабль, следующий 30 уз скоростью успеет отойти едва ли на 2 км. Хотя, конечно, чем мощнее сигнал РЛГСН – тем лучше (тем труднее средствам РЭБ подавить его).

Иными словами – перегрузка УР не превысит 100 кг – а с учетом совершенствования технологий и некоторого ослабления РЛГСН – куда меньше. Следует принять во внимание и то, что, по всей вероятности часть оборудования полуактивного самонаведения сможет одновременно «обслужить» и активное. Но, разумеется, даже прирост массы в несколько десятков килограмм значимо увеличит стартовую массу ракеты – потребуется большая мощность двигателя, больший запас топлива...Это, безусловно, недостаток УР. Однако же нужно принять во внимание, что совмещение активной и полуактивной ГСН в одной ракете приводит к появлению не одних только недостатков... Дело в том, что основная защита самолетов и прочих ЛА от ЗУР – это системы РЭБ. Как они работают? Когда блок РЭБ получает сообщение об облучении РЛС (неважно ЗУР или носителя, с которого была запущена ЗУР) блок определяет частоту, на которой работает РЛС и начинает «фонить» на данной частоте, забивая ее «белым шумом». В ответ на это разработчики ЗУР научили свои ракеты менять частоту РЛС – но и разработчики РЭБ не остались в долгу – они научили свои системы быстро реагировать на изменения, следить за ними и «фонить» точно на тех волнах, на которых в данный момент работает РЛС. Таким образом, один блок РЭБ в состоянии «ослепить» одну ЗУР. Причем если ЗУР оснащена активным самонаведением, то шанс на ее ослепление достаточно высок, поскольку РЛГСН ЗУР и мощность блока РЭБ обладают сопоставимой мощностью – а вот ослепить ЗУР, которая имеет полуактивную головку самонаведения сложнее, поскольку блок РЭБ заведомо проигрывает по мощности РЛС, с которой осуществляется наведение ЗУР. Тут все будет зависеть от расстояния от РЛС до блока РЭБ.

А вот если УР сможет одновременно врубить и активное и полуактивное самонаведение – то для того, чтобы ослепить УР понадобится не один, а два блока РЭБ. Таким образом, совмещение активной и полуактивной систем наведения значительно повышают шансы ЗУР поразить воздушную цель. Не говоря уже о пассивной головки атирадарной ракеты, которая и наводится на помеху.

Следовательно, создание единой ракеты из ЗУР не только возможно, но и сулит значимые преимущества такой ракете в поражении не только воздушных целей. Именно такие ракеты, по моему мнению, и должны стать основным оружием перспективного фрегата РФ на базе проходящего испытания корабля океанской зоны пр.22350 «Адмирал Горшков».

Ориентировочные ТТХ таких ракет – масса – до 2,1 тонн, БЧ - не менее 180 кг, дальность – 250–450 км, средняя скорость – не ниже 7 М. И разместить такие ракеты на уже строящейся серии фрегатов пр.22350 вполне разрешимая проблема. В его ВПУ на 16 ракет 3М55 поместятся 24 ракеты 48Н6Е3, так как они в 1,5 раза легче и имеют меньшие габариты. Или в этих ячейках можно разместит 16 ЗУР 48Н6Е3 в противокорабельном варианте и 8 КР типа 3М-14 К (По некоторым данным последняя ракета при стрельбе по наземным целям имеет дальность около 2 600 км). А наличие на борту 128 ракет 9М96Е с радиусом поражения 40-50 км позволит вполне справятся с задачами ПВО корабля (в 2014 году закончились госиспытания ракеты 9М96Е2 с дальностью применения 120 км).

Но это будет уже корабль другого поколения с гиперзвуковым оружием, и ударными средствами средней дальности. Что позволит ВМФ России, с меньшими затратами, ассиметрично ответить Западу на угрозу с океанских просторов.

А время покажет: был ли я прав или нет.

 

Статистика


Rambler's Top100
Подписаться