В 2017 году перечень кораблей и судов, которых флот России не дождался, сократился до четырех позиций. Казалось бы, есть повод для сдержанного оптимизма. Но многие независимые эксперты советует не торопиться с выводами и вникнуть в детали.
Не смотря на победные реляции министерства обороны РФ, последняя кораблестроительная программа для ВМФ России трещит по швам. Каждый год сажают того или иного директора судостроительного завода, который успел украсть 100, а то и 300 миллионов рублей, но не построил даже корвета. Недавно наручники надели на топ-менеджеров судостроительного завода, выпускавшего подводные лодки. На Дальнем Востоке на судостроительном заводе поменяли несколько директоров-коррупционеров, а стоимость корвета возросла до стоимости фрегата, прежде чем судно покинуло верфь и вышло в море. Создаётся впечатление, что вся судостроительная программа и затеяна, чтобы «успешно распилить» бюджетные деньги оборонного ведомства. А построенные судостроителями отдельные корабли преподносится, как выдающийся подвиг «оборонщиков» и адмиралов. Эта пропагандистская компания рассчитана, в первую очередь на молодёжь, которая не знает истории флота ни СССР, ни России.
Приведём лишь один пример. Корабельный состав Черноморского флота на 1989 год:
- Авианесущий крейсер-вертолётоносец – 1 ед.
- КР, ЭМ, СКР – 27 ед.
- Фрегаты и корветы – 30 ед.
- Тральщики – 25 ед.
- Ракетные и патрульные катера – 26 ед.
- Десантные суда – 15 ед.
- ПЛ торпедные – 29 ед.
- ПЛ с КР – 6 ед.
- Морская авиация – 227 ед.
Средиземноморская эскадра:
- Суда, базирующиеся на порты друж. стран – 25-35 ед.
- КР, ЭМ, СКР – 4-9 ед.
- ПЛ торпедные – 2-4 ед.
(Без уточнения состава москитных сил эскадры)
Современное состояние того же Черноморского флота общеизвестно: замотали экипажи фрегатов «Григорович» и «Эссен» (не говоря уже о моторесурсе турбин и дизелей, которые РФ ещё не производит!) походами в Средиземное море. Десантные суда всех флотов, участвующие в так называемом «сирийском экспрессе» в ближайшие годы ожидает только списание – ремонту не подлежат. А им на смену прийти нечему...
Против 16 турецких подводных лодок ЧФ сколько может выставить противолодочных кораблей? С каким оборудованием? Корабли типа «Альбатрос» постройки 1970-х годов? Но вернёмся к нашим баранам. Итак: какие корабли основных классов не вошли в состав флота даже в 2017 году.
Фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков", Большой десантный корабль проекта 11711 "Иван Грен", Судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус", Малый ракетный корабль проекта 21631 "Вышний Волочек".
Какие корабли и суда получил ВМФ в 2017 году
В конце ноября на итоговом заседании Военного совета ВМФ главком флота адмирал Владимир Королев сообщил, что "общее количество поступивших в состав ВМФ России до конца года новых кораблей и судов обеспечения составит свыше 30 единиц". Количественно это даже на несколько единиц больше, чем в прошлом году. А ведь тогда флот пополнили фрегаты проекта 11356 "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен", подлодки проекта 636.3 "Великий Новгород" и "Колпино", головной тральщик проекта 12700 "Александр Обухов". Есть на что равняться.
На 31 декабря 2017 года в состав ВМФ зачислены два боевых корабля: строившийся больше десяти лет корвет проекта 20380 "Совершенный" ввели в эксплуатацию 20 июля, а третий фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров" успели зачислить в Черноморский флот буквально "на флажке" – 27 декабря. Отметим, что оба этих корабля из "списка ожидания" 2016 года.
Еще можно вспомнить переданный 30 ноября Северному флоту ледокол "Илья Муромец". А остальное – буксиры, всевозможные катера, плавучие краны, баржи и т.д. Не спорим, они тоже нужны ВМФ, но сила флота определяется все же в первую очередь количеством и качеством боевых кораблей.
Выступая 22 декабря на расширенной Коллегии Минобороны РФ, глава ведомства Сергей Шойгу заявил, что в 2018 году ВМФ должны пополнить 35 кораблей и судов обеспечения, включая головной атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955А "Князь Владимир".
Но судостроительная программа не была тем последним звонком, реагируя на который МО РФ могло бы сделать серьёзные выводы. В ВКС точно такая же ситуация: сначала 15 лет продавали самолёт СУ-30 китайцам и индийцам, потом сообразили, что на разнице валютной стоимости этих машин можно закупить и в свои ВКС! В 1997 году первые СУ-30 полетели в Индию, а в ВКС РФ аналогичные машины попали только после 2012 года! Дошло до скряг из МО РФ, что самолёт, стоящий на конвейере (только Индия заказала 270 штук!) стоит не 80 млн. долл. США, как для Индии, а меньше 50 млн. долл. – для своих ВКС! В ВМФ точно такая же ситуация: так называемые «балтийские» корветы оказались очень дорогими, со слабой ПВО и недостаточной мореходностью. Про двигатель отдельный разговор. Да и питерские верфи не выдерживают график производства и завышают цены корветов. Аналогичные китайские корветы стоят в 2 раза дешевле! Но в Китае таких корветов произведено уже почти 40 штук! А последние 70 лет показали, что и СССР и РФ строит военные корабли против стран, с которыми никогда не придётся воевать.
Ситуация же на Черноморском флоте показывает, что во-первых необходимо количество боевых кораблей, а лишь затем их современный потенциал! Фрегат «Адмирал Горшков» не заменит 6 фрегатов типа «Адмирал Григорович» или 20 МРК типа «Вышний Волочек»! А по стоимости почти всё так и выглядит! Но один корабль пр.22350 в 10 разных мест не пошлёшь! Одна ситуация на сирийском фронте требует присутствия в Средиземном море 1-2 фрегатов и 3-4 корветов пр.20380 одновременно. Вот Китай и пошёл по пути строительства крупных серий дешевых кораблей.
По состоянию на конец 2014 года в составе ВМС Китайской Народной Республики – 972 корабля, в том числе: один авианосец, 48 фрегатов, 25 эсминцев, 59 дизельных и 9 атомных подводных лодок, 228 десантных кораблей, 322 корабля береговой охраны, 52 тральщика и 219 вспомогательных судов. В российском ВМФ такое положение:
Сводная таблица по ВМФ России на 2018 год.
Класс | БФ | ЧФ | СФ | ТОФ | КВФл | Суммарно |
Тяжелые авианесущие крейсера | - | - | 1 | - | - | 1 |
Тяжелые атомные ракетные крейсера | - | - | 2 | 1 | - | 3 |
Ракетные крейсера | - | 1 | 1 | 1 | - | 3 |
Большие противолодочные корабли | - | 1 | 5 | 4 | - | 10 |
Эскадренные миноносцы | 2 | - | 1 | 3 | - | 6 |
Корветы | 4 | - | - | 1 | - | 5 |
Сторожевые корабли | 2 | 6 | - | - | 2 | 10 |
Малые противолодочные корабли | 6 | 6 | 6 | 8 | - | 26 |
Малые ракетные корабли | 6 | 4 | 2 | 4 | 3 | 19 |
Ракетные катера | 6 | 5 | - | 11 | 1 | 23 |
Малые артиллерийские корабли | - | - | - | - | 4 | 4 |
Артиллерийские катера | - | - | 1 | - | 5 | 6 |
Морские тральщики | 1 | 7 | 4 | 2 | - | 14 |
Базовые тральщики | 5 | 2 | 6 | 7 | 2 | 22 |
Рейдовые тральщики | 9 | 2 | 1 | 1 | 5 | 18 |
Большие десантные корабли | 4 | 7 | 4 | 4 | - | 19 |
Десантные корабли на ВП | 2 | - | - | - | - | 2 |
Десантные катера | 9 | 5 | 4 | 4 | 6 | 29 |
Всего боевых кораблей и катеров: 220 |
Как говорится: делайте выводы у кого денег больше! Может в этой непростой экономической и политической ситуации, хотя бы для Черноморского флота рассмотреть закупку боевых кораблей, стоящих на конвейере. На днях прошла следующая информация. Зеленодольский завод имени А.М. Горького официально передал Военно-морским силам Вьетнама четвертый фрегат проекта 11661 "Гепард-3.9". Об этом во вторник, 23 января, сообщает ЦАМТО со ссылкой на портал Bao Dat Viet.
Легкие фрегаты проекта "Гепард 3.9" водоизмещением около 2,2 тысячи тонн оснащены ракетно-артиллерийским, авиационным и противолодочным вооружением, а также радиотехническим, минным и противодиверсионным оружием. Корабли типа "Гепард-3.9" предназначены для борьбы с воздушным, подводным и надводным противником; освещения надводной и подводной обстановки, постановки минных заграждений, а также активных и пассивных помех. Корабли этого проекта могут сопровождать и охранять конвои, патрулировать границы, бороться с контрабандистами, браконьерами и пиратами. Кроме того, "Гепард-3.9" способен оказывать помощь терпящим бедствие судам, искать и спасать людей в море.
Проект 11661 «Гепард-3.9»
Фрегат на базе сторожевого корабля (модификации: фрегат «Гепард-5.3», океанский патрульный корабль «Гепард-5.1»)
Борьба с надводным, подводным и воздушным противником самостоятельно и в составе группы, постановка минных заграждений, охрана и патрулирование морской государственной границы и экономической зоны, участие в морских операциях, сопровождение и охрана конвоев, демонстрация флага в районах, представляющих государственный интерес.
Технические характеристики
- Водоизмещение полное: до 2500 т
- Длина: ~102,2 м
- Ширина: ~15 м
- Осадка: ~5,6 м
- Скорость хода полного / экономического: ~29 / 10 узлов
- Дальность плавания эконом.ходом (10 уз.): ∼4000 миль
- Автономность: 20 суток
- Мореходность, баллы: 5
- Пребывание в море / использование оружия: неограниченное
- Рекомендуемый экипаж: 94 чел.
Главная энергетическая установка
- Тип: двухвальная CODOG с ВФШ
- Мощность 6000 кВт 1 шт.
- Мощность 14300 кВт 2 шт.
Вооружение
- Ударное ракетное: 2 х "Уран-Э", 8 ракет / 1 х "Калибр-НКЭ", 8 ракет
- Зенитное: 1 х ЗРК "Штиль-1" / 2хЗРАК «Панцирь–М»
- Артиллерийское: 1 х АУ АК-176МА 76,2 мм / А190-01, 100 мм
(1-3) х АУ АК-630М-06, 30 мм - Противолодочное: МПТК "Пакет-Э/НК" с СУ "Пакет-Э" / ТПУ ТР-203/2 с СУ "Пурга-3.9"
- Стрелковое: 2 х МТПУ, 14,5 мм
2 х ПКМ, 7,62 мм - Средства противодействия: ТК-25Э2 / МП-405-1Э
МГК-335ЭМ-03 с подкилевой антенной - Авиационное: АТС, ВППл для приема вертолета КА-27 или КА-226Т
- Радиотехническое: АРЛС "Позитив-МЭ1" / АРЛС "Позитив-МЭ1.2", ИНС "Горизонт-25Э"
ИМС "Кама-НС-В" / "Ладога-МЭ"
БИУС "Сигма-Э-11661"
Почему бы командованию ВМФ РФ не рассмотреть вопрос о закупке нескольких кораблей этого типа для Черноморского флота. Ведь судостроители Зеленодольского завода отличаются и качеством своей продукцией, и соблюдением графиков, и приемлемой ценой своих изделий (некоторые эксперты утверждают, что «балтийские корветы» стоят в 2 раза дороже, чем «Гепард»). Сейчас ещё есть возможности внести коррективы в судостроительную программу 2018-2027 г.г. А построить 3-4 таких сторожевика за 10 лет судостроителям из Татарстана под силу. И не такие проблемы решали! А ведь именно корабли, построенные в Зеленодольске, удивили весь мир возрождающейся мощью российского ВМФ! Проблемы же с достройкой фрегатов типа «Адмирал Григорович» и «Адмирал Горшков» заставят все эти 10 лет жестко эксплуатировать на Чёрном море уже построенные корабли пр. 1135.6 и строящиеся корветы пр. 22160. Но их просто не хватит для боевой службы в это время и на Чёрном море и в Средиземном, на базе в Тартусе. А будут ли деньги после 2027 года – одному богу известно. Ведь последние 25 лет на флот и армию денег в государстве не находилось...
P.S. Приводим корабельный состав ЧФ на 2018 год. Хочется не плакать, а поставить некоторых бывших руководителей государства к стенке за то, что мои деньги, как налогоплательщика, они положили себе в карман, когда в 1990 годах отправили корабли флота в металлолом!
Корабельный состав Черноморского Флота: 2018
30-я дивизия надводных кораблей
– ГРКР "Москва"
– БПК "Керчь"
– СКР "Сметливый"
– СКР "Ладный"
– СКР "Пытливый"
– СКР "Адмирал Григорович"
– СКР "Адмирал Эссен"
197-я бригада десантных кораблей
– БДК "Николай Фильченков"
– БДК "Орск"
– БДК "Саратов
– БДК "Азов"
– БДК "Новочеркасск"
– БДК "Цезарь Куников"
– БДК "Ямал"
4-я отдельная бригада подводных лодок
– ПЛ Б-237 "Ростов-на-Дону"
– ПЛ Б-261 "Новороссийск"
– ПЛ Б-262 "Старый Оскол"
– ПЛ Б-265 "Краснодар"
– ПЛ Б-268 "Великий Новгород"
– ПЛ Б-271 "Колпино»
– ПЛ "Б-380"
– ПЛ "Б-435" (экс-"Запорожье")
– ПЛ Б-871 "Алроса"
68-я бригада кораблей охраны водного района
– МПК "Александровец"
– МПК "Муромец"
– МПК "Суздалец
150-я тактическая группа минно-тральных кораблей
– МТЩ "Ковровец"
– МТЩ "Иван Голубец"
– МТЩ "Турбинист»
– МТЩ "Вице-адмирал Жуков"
41-я бригада ракетных катеров
- 166-й Новороссийский дивизион малых ракетных кораблей
– РКВП "Бора"
– РКВП "Самум"
– МРК "Штиль"
– МРК "Мираж" - 295-й Сулинский дивизион ракетных катеров
– РКА "Р-60"
– РКА "Шуя"
– РКА "Р-109"
– РКА "Набережные Челны"
– РКА "Ивановец"
184-я бригада охраны водного района (Новороссийск)
- 181-й дивизион противолодочных кораблей
– МПК "Поворино"
– МПК "Ейск"
– МПК "Касимов"