Авторский сайт Вячеслава Блазнина

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Уничтожение Черноморского флота. Кто ответит?

Подводные Силы Черноморского флота

К началу 1990 года в составе Черноморского флота насчитывалось около 40 подводных лодок различных типов, входивших в т. н. 14-ю дивизию. Большинство черноморских субмарин представляли собой устаревшие дизельные торпедные подводные лодки, но после восстановительного ремонта эти лодки представляли вполне боеспособные единицы. Из состава 14-й дивизии на Южную бухту Севастополя базировались лодки 153-й бригады в количестве 13 единиц. Семь субмарин класса "Фокстрот" (проект "641") – "Б-9", "Б-36", "Б-41", "Б-59", "5-109", "Б-326", "Б-854" – ранее служили на Северном флоте и были переведены на юг в весьма изношенном виде. Подводная лодка "Горьковский комсомолец'' ("Б-3801') класса "Танго" (проект "641Б") требовала капитального ремонта и вскоре была поставлена к причальной стенке Севморзавода для его проведения. Наиболее современными боевыми единицами 153-й бригады являлись "Варшавянки" – четыре подводных лодки класса "Кило" (проект "877"), а намеченная к переводу с севера дизельная четырехракетная ПЛ "Б-58" класса "Джульетта" (проект "651") так и не прибыла после развала СССР.

Вторым крупным соединением 14-й дивизии являлась 155-я бригада ПЛ КЧФ, базирующаяся в Балаклаве. В состав бригады входили десять подводных лодок. Две "Джульетты" – "Б-67" и "Б-318" – находились в хорошем техническом состоянии и в прибрежных водах Крыма представляли из себя довольно-таки грозное оружие. Торпедные лодки класса "Фокстрот" ("Б-105" и "Б-435','), "Ромео" ("С-37" проекта "633Л"), "Виски" ("С-376" и "С-384" проекта "613) нуждались лишь в плановом среднем ремонте. Три опытовых лодки – "БС-153" (проект "619" класса "Гольф-5"), "БС-555" (проект "1840" класса "Лима"), "СС-533" (проект "01710" класса "Белуга) и рейдовая зарядовая станция "РЗС-63" (бывшая ПЛ, "С-282" класса "Виски") вполне сохранились и могли быть использованы далее!

Феодосийский 475-й дивизион ПЛ КЧФ предназначался для обеспечения испытаний оружия и насчитывал в своем составе 12 подводных лодок. Три субмарины класса "Ромео" – "С-128" (проект "633КС"), "С-11" и "С-49" (проект "633РВ") испытывали различные виды противолодочных ракето – торпед и находились в отличном состоянии. Три лодки-мишени класса "Браво" – "СС-226", "СС-310" (проект "690") и торпедная ПЛ "Б-468" (проект "641Б") также нуждались лишь в легком косметическом ремонте. Пять субмарин класса "Виски" – "С-74", "С-100", "С-197", "С-287" и "С-296" стояли у причала законсервированными. На берегу базы имелась "УТС-350" (бывшая ПЛ "С-350" класса "Ромео").

В составе Одесского дивизиона консервации ("131 ДПЛ") числились четыре подводные лодки: "Б-6" (проект "641") и "С-70", "С-96", "С-185" (проект "613"), а также "УТС-10" (бывшая ПЛ типа "Щука").

В качестве кораблей обеспечения числились две плавбазы. Одна из них — "Виктор Котельников" класса "Дон" (проект 310М) – только что прошла капитальный ремонт на польских верфях, а вторая – "Волга" (проект 1886 класса "Угла") – завершала капремонт в Югославии.

Базирование субмарин в Севастополе и Балаклаве обеспечивалось' средствами 458-й береговой базы. Кроме плавучих складов, пирсов и береговой инфраструктуры, в составе бер. базы числились "УТС-247" (бывшая ПЛ "С-247" проекта 613), корабль химразведки "КРХ-69", РВК-429" (проект 319В), зарядовая станция "РЗС-61", четыре рейдовых катера: "РК-663", "РК-876", "РК-1108" (все – проекта 376У), "РК-410" (Проект 371У).

В целом, боевой состав субмарин 14-й дивизии ПЛ КЧФ обеспечивал полное превосходство над любым противником в Черном море, но к концу 1996 года произошло следующее: в составе флота осталась одна (!) боеспособная подводная лодка. Дизельная торпедная подводная лодка с экспериментальным водометным двигателем "Б-871" смогла только в 1996 году получить долгожданные аккумуляторы и начать практические выходы в море. Вторая торпедная лодка – "Б-435" – стоит у плавпирса и в лучшем случае может быть использована для учебных целей из-за невозможности погружаться в отсутствии аккумуляторов. Третья лодка – "Б-380" – стоит в долговременном ремонте и предназначена к передаче Украине. Остатки подводных сил Черноморского флота представляют три субмарины: "СС-533", "СС-226" и ''СС-310" и, переоборудованная в плавучую зарядовую станцию 'ПЗС-50", подводная лодка "С-49", призванная заменить списываемую "ПЗС-63".

Судьба остальных лодок Черноморья вкратце прослеживается следующим образом. "Варшавянки" (Б-177, 459,. 471, 800) и "Танго" (Б-437, Б-498) были переведены к 1991 году на север, а отправленная в ремонт в Ленинград "БС-555" к 1996 году начата разборкой на металл из-за отсутствия средств на ее модернизацию. В 1991 году на слом в Турцию или Инкерманскую судоразделочную базу в Севастополе отправились субмарины: С-76, 96, 100, 172, 197, 230, 234, 296, 339, 344, 383 {пр. 613), 6-59 (пр. 641) и вывели из состава флота ракетную ПЛ "Б-318". Часть вышеуказанных лодок класса "Виски-1 была списана до 1990 года и не указана в списке.

В 1991 году на слом пошли С-74, 287, 379 и выведена из состава флота большая специальная лодка "БС-153", на которой проводились испытания баллистических ракет РСМ-52 комплекса Д-19. На следующий год были разобраны ПЛ Б-6 и Б-105 (пр. 641), "С-11" и "С-37" класса "Ромео" "С-70" и
"С-243" (пр. 613). В 1993 г. флот потерял "С-384" (пр. 613Ц) и "Б-36" (пр. 641), а в 1994 году сданы для разборки на металл "Б-109, 3261, 854" (пр. 641), а в 1994 году сданы для разборки на металл "Б-109, 326, 854" (пр. 641), "О128" (пр, 63КС) и "С-376" (пр. 613). В 1995 году была списана "Б-67" (пр. 651) и разобрана ПЛ "Б-9", предназначенные для Украинских ВМС. Лодка-мишень "СС-256" также предназначалась для Украины (ВМСУ) и была основательно разграблена. Две ремонтирующиеся в Болгарии на заводе Арсенал" (порт Варна) субмарины класса "Фокстрот-1", "Б-41" и "Б-326" из-за отсутствия финансирования были проданы на металл за долги.

После всего вышеописанного состояние черноморского подводного флота, противостоящего полутора десяткам турецких лодок, а также флоту Румынии и Болгарии, внушает большие опасения. И даже предполагающаяся передача нескольких субмарин класса "Танго" из состава Северного флота на Черном море вряд ли исправит катастрофическое положение Российских подводных сил.

Надводные боевые корабли и катера Черноморского флота

Главную ударную силу Краснознаменского Черноморского флота в 1990 году представляли 150-я бригада надводных кораблей и 301 дивизия надводных кораблей, базировавшихся на Севастополь. В состав 150-й БРНК входили два ракетных крейсера "Слава" (пр. 1164) и ''Адмирал Головко" (пр. 58), два больших ракетных корабля: "Сдержанный" (пр. 61М) и "Неуловимый" (пр. 56У), а также два больших противолодочных корабля (БПК) – "Скорый" (пр. 61) и "Проворный" (пр. 61Э). Но в конце 1990 года РКР "Слава" был отправлен в Николаев на капитальный ремонт и модернизацию, РКБ Неуловимый' и БПК "Проворный" выведены в резерв, а затем и сданы на слом. Оставшиеся три единицы влились в состав 30-й дивизии, а сама 150-я БРНК прекратила свое существование.

Одновременно была переформирована и 30-я ДИНК, в составе которой на начало 1990 года числилось 16 кораблей: два противолодочных крейсера "Москва" и "Ленинград", БПК "Очаков", "Керчь", "Азов", "Комсомолец Украины", "Красный Кавказ", "Красный Крым", и "Сметливый", сторожевые корабли "Пытливый", "Разительный", "Беззаветный", "Безукоризненный", "Деятельный", "Ладный" и "Пылкий". В 1990 году ПКР "Ленинград" был выведен в резерв, а в 1992 году продан в Индию на слом. В том же году в Севастополе на базе "Вторчермета" (Инкерман) разобрали "Комсомольца Украины" (пр.61) и исключили из состава флота СКР "Деятельный" (пр. 1135). Итогом флотских перестановок стало формирование в ноябре 1994 года 30-й ДИНК из двух новых бригад: 11-й БРНК и 21-й БРНК.

К сожалению, эпоха сокращений не закончилась и в 1996 году. Противолодочный крейсер "Москва" (пр. 1123), передавший свое имя ракетному крейсеру, "Слава", переформировали в плавказарму "ПКЗ-108" и начали разоружение для сдачи на слом. Сторожевые корабли "Беззаветный , "Безукоризненный" (пр. 1135) и "Разительный" (пр. 1135М) по предварительному разделу флота должны были отойти к Украине. Предстоящая передача повлекла за собой полное разграбление сторожевиков и как боевые единицы они ныне не существуют. Сторожевой корабль 'Пылкий" был переведен в Ленинград и в настоящее время модернизирован и включен в состав Балтфлота. Капитальному ремонту "Славы" и "Москвы" пока не видно конца, а законсервированный сторожевик "Решительный" (пр. 61) будет использован на запчасти для остальных систёршипов своего проекта. БПК "Очаков" также небоеспособен из-за многолетнего капремонта и пожара во время пребывания на Севморзаводе. Правда, усилиями своего бывшего командира адмирала И. Касатонова и шефством Н. Новгорода он через 1-2 года может быть и войдет в строй. БПК "Азов" (проект 1134БФ) крайне изношен и небоеспособен, а сторожевые корабли "Красный Кавказ" и "Скорый" нуждаются в капремонте и восстановлении. После многолетнего капремонта никак не войдет в строй и модернизированный СКР Сметливый", сданный Севморзаводом с недоделками.

В результате всего выше перечисленного реально 30-я ДИНК располагает только одним ракетным крейсером "Адмирал Головко", находящимся в строю уже более тридцати лет, большим противолодочным кораблем "Керчь" (пр. 1134Б), сторожевыми кораблями "Сдержанный" и "Сметливый" (пр. 61М и 61), "Ладный" (пр. 1135) и "Пытливый" (пр. 1135М). То есть за пять лет дивизия потеряла более полутора десятков крупных надводных кораблей и превратилась по существу в набор из шести плавсредств для участия в празднествах, парадах и визитах.

За прошедшие пять лет практически прекратила свое существование и знаменитая на флоте 63-я БРЭМК – бригада ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей.

После распада СССР была ликвидирована и 181-я БР СРЭМК – бригада строящихся, ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей.

Черноморский "москитный" флот представляет собой 41-я БРРКА — бригада ракетных катеров со штабом в Севастополе, в составе бригады на начало 1990 года числилось около 30 ракетных катеров различных типов, сведенных в 4 дивизиона, 1 звено обеспечения и две плавбазы. В составе 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей числились: "МРК-5" класса "Саранча" (проект 1240), "МРК-27" и "МРК-17" класса "Дергач" (проект 1239), МРК "Комсомолец Мордовии" (бывш. "Зыбь") и "Мираж" (проект 12341). МРК "Буря" и "Зарница" (проект 1234 "Овод"), находившиеся на консервации в Карантинной бухте Севастополя, нуждались в восстановительном ремонте.

Меньше других пострадал 349-й дивизион ракетных катеров, потерявший в 1992 году МРК "Гроза" (пр. 1234), сданный на слом и разобранный в Инкермане.
295-й Сулинский Краснознаменный дивизион ракетных катеров отделался за эти годы потерей двух катеров.

К сожалению, прекратил в декабре 1995 года свое существование 296-й дивизион ракетных катеров, базирующийся в пос. Черноморское.

К 1996 году полностью прекратила свое существование 17-я БР КОВР (бригада кораблей охраны водного района), базировавшаяся на озере Донузлав.

Подчиняющийся непосредственно командованию бригады 307-й дивизион противолодочных кораблей также постигла печальная участь.

Из состава 315-го дивизиона кораблей охраны водного района рейдовый тральщик "РТ-214" (пр. 1258) также передали в состав ВМСУ.

Из состава 31-го дивизиона тральщиков к 1996 году на Черноморском флоте остался лишь базовый тральщик "БТ-40" (пр. 1265).
418-й ДТЩ к 1995 году лишился четырех тральщиков из десяти.

181-й дивизион противолодочных кораблей потерял три МПК проекта 204 (МПК-19, 68, 100), сданных на слом, и лишь два новейших "МПК-207" и "МПК-217" (проект 1124ЭМТ) сумели перебазироваться в Новороссийск.

182-й дивизион тральщиков сохранил только два корабля: базовые тральщики "БТ-241" (пр. 1265М) и "БТ-202" (бывш. "Херсонский комсомолец" проекта 1265).

82-й дивизион учебных кораблей (ДУК) лишился сторожевого корабля СКР-27 (пр. 159), арткатера "АК-382" (пр. 1400) и плавказармы "ПКЗ-202" "Салгир". В Новороссийск ушли только торпедный катер "ТК-127" (пр. 206ЭТ) и ракетный катер "Р-370" (пр. 205РЭ),
1171-я береговая база была расформирована, учебно-тренировочные суда "УТС-292" и "УТС-384" орошены в порту, а шнуроукладчики "Ш-15", "Ш-16" и "Ш-17" сданы на слом.

Полностью расформированной оказалась и 141-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на Керченско – Феодосийской ВМБ.
Одним из крупных соединений Черноморского флота являлась "39-ч ДИМДС" (дивизия морских десантных сил), базировавшаяся на Крымскую ВМБ (Донузлав) и включавшая в себя пять дивизионов. К 1994 году дивизия была полностью расформирована, а оставшиеся боевые единицы переподчинены командованию "30-й дивизии надводных кораблей".

Последним крупным боевым соединением флота, потерянным в результате распада страны, стала т. н. Дунайская Флотилия. Флотилия официально именовалась "116-я БРЧК" – бригада речных кораблей. Официальной датой расформирования 116-й БРЧК считается 1 мая 1995 г., когда на остатках флотилии был поднят украинский флаг. ВМСУ достались пять арткатеров и "ССВ-10". К Украине перешла вся инфраструктура флотилии и весь ее вспомогательный флот. Уход России с берегов Дуная при господстве румынских речных сил является, несомненно, крупным стратегическим просчетом и дорого обойдется в будущем. Несколько украинских катеров с двадцатилетним сроком службы не являются боевой силой и не смогут защитить свои берега от провокаций и захватов. Как итог всего вышеперечисленного следует отметить, что за прошедшее с распада СССР время Черноморский флот лишился более 120 боевых кораблей и катеров. Такое кровопускание трудно пережить, но остатки флота еще держатся на плаву и пытаются отстаивать интересы страны. История расставит на свои места героев и предателей. Все получат по заслугам. И отрадно отметить, что черноморцы своей жизнью оправдывают слова адмирала П. С. Нахимова: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть один – славный путь!"


Февраль 1997 г.