Атомные крейсера как аргумент международной политики в 21-м веке

Ещё в октябре 2009 года в отечественных СМИ появились сообщения о возможном восстановлении двух тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144. В связи с этим в российской прессе было опубликовано ряд комментариев (см., например, «НВО» №34 за 2009 год), в которых обсуждалась целесообразность подобного решения, а также рассматривался вопрос о том, окажутся ли полезными данные корабли для российского Военно-морского флота.

Атомный крейсер проекта 1144Предыстория такова. В 1970-х годах в СССР были прагматичные адмиралы флота и политические деятели, которые понимали, что пришло время осваивать океан и прибрежный континентальный шельф. Просто на суше всё меньше и меньше оставалось не поделённых между странами полезных ископаемых и углеводородов, а ресурсов международная экономика требовала всё больше. И только сильный океанский флот, представленный, прежде всего, крупными надводными кораблями с неограниченными возможностями плаванья, позволял строить великой державе равноправные отношения с другими государствами при освоении океана. В СССР  флот имел в своём составе такие корабли. Это были крейсера с обычной энергетической установкой типа «Слава» (пр. 1164) и атомные крейсера типа «Киров» (пр. 1144).

Атомные крейсера строились на Балтийском заводе в Ленинграде. Атомный крейсер «Киров» был заложен в июне 1973 года, спущен на воду 26 декабря 1977 года, вступил в строй в июле 1980 года (Справочник «Советский ВМФ 1990-1991 г.г.» А.С.Павлов, Я. 1991 г.). Его собрат крейсер «Фрунзе» был заложен 26 декабря 1977 г., спущен на воду в мае 1981 г., вступил в строй в ноябре 1983 г.. Крейсер «Калинин» заложили в 1982 году, спустили на воду в 1986 году, вступил в строй в 1988 году. Атомный крейсер «Андропов» заложили в апреле 1986 г., спустили на воду 29 апреля 1989 года и планировали ввести в строй в 1991 году. Но известные события помешали это сделать. И только через десяток лет атомный крейсер был достроен и введен в состав российского флота под именем «Пётр Великий». Пятый крейсер этого типа («Дзержинский»)  был не достроен и разобран. Не берусь утверждать, что моя хронология постройки кораблей в жизни соответствует до мельчайших подробностей действительности. Информация о строительстве атомных крейсеров довольно-таки противоречивая и односторонняя.

Есть и такая информация (КИРОВ, с 27.5.1992 г.- АДМИРАЛ УШАКОВ (заводской № 800). 6.10.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.3.1974 г. заложен на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен 27.12.1977 г., вступил в строй 30.12.1980 г. и 6.3.1981 г. включен в состав КСФ. 25.7.1977 г. удостоен Краснознаменного Военно-морского флага, унаследованного от КРЛ проекта 26 ДКБФ, а 4.1 2.1984 г. награжден Вымпелом Министра обороны СССР.
ФРУНЗЕ, с 27.5.1992 г. - АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ (заводской № 801). 25.2.1978 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7,1978 г. заложен на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен 26.5.1981г., вступил в строй 31.10.1984 г. и 7.12.1984 г. включен в состав КТОФ. 21.8 - 22.11.1985 г. совершил переход с Балтики во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и в порты Вьетнама.
КАЛИНИН, с 27.5.1992 г. - АДМИРАЛ НАХИМОВ (заводской № 802). 21.7.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в1983 г. заложен на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен в апреле 1986 г., вступил в строй 30.1 2.1 988 г. и 21.4.1989 г. включен в состав КСФ.
ЮРИЙ АНДРОПОВ, с 27.5.1 992 г. - ПЕТР ВЕЛИКИЙ (заводской № 803). 11.3.1984 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в апреле 1986 г. заложен на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен 29.4.1989 г. и 26.7.1992 г. поднял Военно-морской флаг. Ввод в строй намечен на 1995 г.
АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ (заводской № 804). 31.1 2.1988 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но на Балтийском заводе в Ленинграде не закладывался и 4.10.1990 г. снят со строительства).

В общем, у читателя широкий выбор трактовок хода строительства и жизненного цикла этих кораблей. Но это не столь принципиально. Как сегодня, с пользой для государства и флота, эффективно использовать эти корабли для проведения государственной политики в мировом океане.

Главное, что атомные крейсера проекта 1144, как наиболее крупные корабли, катастрофически уменьшающегося российского ВМФ,  представляют собой превосходную платформу для любых типов морских вооружений, разумеется, после модернизации. Если говорить о «длинной руке» – это околозвуковая крылатая ракета 3М10 «Гранат», а также новые стратосферные ракеты «Метеорит» и «Болид», имеющие скорость около 3000 км/час. «Длинной рукой» с обыкновенными БЧ (крылатая ракета Х-555) Россия может «принудить к миру» любое неядерное государство в любой точке земного шара. К примеру, уничтожить крылатыми ракетами базы сомалийских пиратов.

Поскольку на крейсерах проекта 1144 имеются шахтовые ПУ для зенитных ракет С-300, путем некоторой модернизации туда можно поместить ракеты комплекса С-400 и модернизированного комплекса С-400, предназначенного для ПРО. Таким образом, атомные крейсера могут стать первым компонентом отечественной морской системы ПРО. Последнее крайне актуально, поскольку границы России отодвинулись на сотни километров на восток, к границам XVI века. На эти корабли, возможно,  также возложить функции крейсеров ПВО флота. Авианосцев с достаточным самолётным составом флоту уже никогда не дождаться, а даже истребитель 5-го поколения берегового базирования, будет иметь боевой радиус не более 1600 – 1800 км, что для флота явно не достаточно. Но новые системы ПВО, которые возможно разместить на корабле в ходе модернизации, будут иметь впечатляющие характеристики.

Система ПВО С-400 – одновременный обстрел 6 целей; зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» (на базе «Тор-М2) – одновременный обстрел 4 целей; ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» (на базе «Панцирь-С2) – одновременный обстрел 4 целей . Граница поражения целей отодвинется до 400 км. Но даже самолеты 5-го поколения США  F-22 и F-35 не имеют противокорабельных ракет с такой дальностью. Перспективная противокорабельная сверхзвуковая ракета для этих самолётов только проходит испытания и будет иметь дальность всего 250 км, при весе около 1000 кг. Ударная группировка самолётов на авианосцах составляет 18-24 самолёта (не более одной ракеты на каждом самолёте при вылете с авианосца!). Так, что в первом же залпе систем ПВО модернизированного атомного крейсера, будут сбиты 14 из  24 запущенных противокорабельных ракет.  Хотя трудно себе представить, чтобы вся ударная группировка атомного авианосца США была брошена на потопление одного российского крейсера. В зависимости от примененных ракет цели будут сбиваться на дальности 400км, 150 км, 40 км, 20 км и 12 км, на высотах от 5м до 30 000 м.

Наконец, на атомных крейсерах могут разместиться и перспективные виды вооружений. Говоря о стоимости ремонта наших атомных крейсеров, необходимо учесть, что их утилизация соизмерима со стоимостью ремонта. А при необходимости корабли можно ввести в строй не полностью расконсервированными. Так, кстати, сделали американцы в 1960-х годах, введя в строй линкоры типа «Айова» постройки 1943 года. Замечу, что они успешно участвовали в боевых действиях, поражая цели как старыми 406-мм пушками, так и «длинной рукой» – крылатыми ракетами «Томагавк».

На мой взгляд, восстановление атомных крейсеров следует сделать не только первоочередной задачей нашего ВМФ, но и делом всей страны.

 

Статистика


Rambler's Top100
Подписаться