ТАКР «Адмирал Кузнецов» в ожидании модернизации

Недавно российские СМИ со ссылкой на источники в ВМФ сообщили, что флагман флота авианосец «Адмирал Кузнецов» пройдет модернизацию. Авианосец должен быть помещен в док 2012 году, передача флоту состоится в 2017 году. Изначально этот корабль имел наименование «Леонид Брежнев» (1982 год), затем «Рига» (1985), «Тбилиси» (1987). Западные СМИ окрестили его «кораблем с тысячей фамилий». Да и судьба у этого корабля сложилась не простая. А его служба начиналась так.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т. О. Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 1-20 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск. 21 декабря корабль прибыл в Видяево. В 1992—1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33. Зимой 1994—1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Всего в походе пройдено 14156 миль, совершено 524 полёта самолётами, из них более 400 — Су-33 и 996 полётов корабельных вертолётов. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погибла подводная лодка К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого в проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера. За почти 20-летнюю службу авианесущий крейсер преследовали многие аварии и поломки.

18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера. Среди предполагаемых причин аварии - ошибка экипажа и усталостное напряжение металла.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), Однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.

6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту   авианосца   в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами команды   авианосца. В результате отравления угарными газами погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов   авианосец   не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.

17 февраля 2009 г. «Адмирал   Кузнецов» стал главным «подозреваемым» в одном из крупнейших разливов нефти — в Северное море попало более 500 тонн топлива и образовалось нефтяное пятно площадью несколько десятков квадратных километров. Во время возникновения разлива нефти «Адмирал Кузнецов» заправлялся в море от танкера.

В середине 2000-х годов командование ВМФ и представители политического руководства страны вновь заговорили о необходимости строительства новых авианосцев. Москва решила сохранить авианосец, который используется для подготовки палубных лётчиков.

Предстоящая масштабная модернизация преследует цель устранить недостатки корабля. Хотя сегодня трудно определить направления модернизации, но некоторые выводы можно сделать, исходя из имеющихся сообщений.

Прежде всего, недостаточно надежная котлотурбинная силовая установка будет заменена газотурбинной ГЭУ или ядерной. Предстоящая покупка французского вертолетоносца «Мистраль» с экономичной ГЭУ наводит на мысль, что на базе двигательной установки вертолётоносца будет происходить «тихое копирование» ГЭУ не только для ТАКРа «Адмирал Кузнецов», но и для гипотетических российских авианосцев, которые командование ВМФ планирует построить в будущем. Мы по корабельным ГЭУ отстаем от США на целое поколение.

Одни эксперты считают, что имеющиеся пусковые установки ПКР 3М45 П-700 «Гранит» будут демонтированы. Следовательно, появится возможность до 4500-5000 кв. м увеличить ангар для размещения дополнительного количества самолетов.  Другие не верят в возможность столь радикальной модернизации корабля, за короткий период времени. Тем более, что в 2018 году разразится очередной мировой экономический кризис.  Модернизация атомных крейсеров проекта 1144 позволит судить о путях модернизации и  авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Скорее всего, придадут кораблю способность «работать» по земле «длинной рукой», в виду малого радиуса действия самолётов МиГ-29К/КУБ. Не берусь предсказать, какую ракетную систему выберет командование ВМФ. Есть возможность установить, если говорить о «длинной руке», околозвуковую крылатую ракету 3М10 «Гранат»(при весе 1.7 т, вместо 7 т «Гранита» также освобождается дополнительная площадь), есть новые стратосферные ракеты «Метеорит» и «Болид», имеющие скорость около 3000 км/час. «Длинной рукой» с обычной БЧ (крылатая ракета Х-555) Россия может «принудить к миру» любое неядерное государство в любой точке земного шара. К примеру, держать из Норвежского моря под прицелом всю Европу, так как палубная авиация будет иметь боевой радиус не более 600 – 650 км. А взлетать МиГ-29К при боевой нагрузке в 4т и запасом топлива 4т сможет без катапульты только, если двигатели будут оборудованы управляемым вектором тяги (УВТ).

ПВО корабля,  скорее всего, будет усилена заменой ЗРК 3К95 «Кинжал»  на С-400 с целым семейством ракет средней, большой и сверхдальней возможности поражения воздушных целей. В сочетании с новой системой будут установлены 4-6 ЗРПК «Панцирь-С2», способных каждый одновременно поражать до 4 ПКР противника.

Авианосец получит новое радиоэлектронное оборудование, вероятно, боевую информационно-управляющую систему «Сигма», которая предназначена для установки на все новые российские боевые корабли. Эта БИУС обеспечивает беспрецедентно эффективное управление системами корабля.

Будет логично, если авианосец получит катапульты. Учитывая, что носовой трамплин будет сохранен, одна или две катапультные установки могут быть расположены на угловой палубе корабля. Аналогичное решение предусматривалось для атомных авианосцев класса «Ульяновск», которые с окончанием холодной войны были не достроены. К тому времени Советский Союз уже разработал паровую катапульту, экспериментальные прототипы испытывались на наземном комплексе «Нитка». Следовательно, задача создания паровых катапульт вполне разрешима.

Выбор типа катапульты связан с силовой установкой. Паровые катапульты требуют наличия ядерной энергетической установки, в то время как использование газотурбинной энергетической установки не оставляет другого выбора кроме установки электромагнитной катапульты. Москве придется либо разработать такие катапульты самостоятельно или покупать за границей, либо… незаконно скопировать.

Одни эксперты считают, что авиапарк корабля будет состоять из 26 новых истребителей МиГ-29К, вертолетов и военно-морской версии истребителей пятого поколения ПАК ФА Т-50, которая сейчас разрабатывается. Представляется, что 15-20 перспективных истребителей будут построены до повторного ввода авианосца в состав флота, который состоится, скорее всего, не в 2017 году, а в 2020 году. Другие исходят из менее затратной формы модернизации палубной авиации. Скорее всего, вместо палубной версии Т-50, командование ВМФ остановятся на включение в состав авиаполка 8-10 модернизированных Су-33КУБ, с новыми двигателями, ФАР и модернизированными ПКР. Палубная авиация почти не приобретёт ударных возможностей (нельзя же в серьёз воспринимать даже модернизированные ПКР Х-31АД, Х-35УЭ с их БЧ в 90-145 кг, даже при дальности поражения целей в 100-250 км, которые находятся на вооружении самолётов палубной авиации!), и авианосец будет выполнять только функции ПВО флота.

 

Статистика


Rambler's Top100
Подписаться