Командование ВВС России заказало «оборонке» очередную «хромую утку»

Интернет пестрит сообщениями о новых военных программах, которые будут реализованы в ближайшие годы. Казалось бы, табуреточного министра обороны отправили на отдых писать мемуары. Ан, нет. «Сердюковщина» в армии РФ продолжается. Если команда экс-министра обороны тяготела к закупкам иностранной военной техники, то нынешнее руководство военного ведомства готово собирать старьё на помойках, подкрашивать, подновлять и выдавать за новое вооружение. Уж так внедрились в военное ведомство коррупция, кумовство и лоббирование личных коммерческих интересов военно-промышленных группировок, что даже и новый министр С.Шойгу не успевает реагировать на шкурные интересы местечковых силовиков. Цитирую информацию, гуляющую по сайтам военных изданий.

«ВВС России намерены принять на вооружение новый штурмовик, концепция которого походила бы на уже используемые Су-25. Об этом, как сообщает Flightglobal, заявил помощник министра обороны России, бывший главком ВВС, Александр Зелин. По его словам, покупка нового самолета включена в госпрограмму вооружений России на 2011-2020 годы; его принятие на вооружение ожидается в конце десятилетия.

Новый самолет получит улучшенный радар. В его конструкции будут применяться некоторые элементы технологии малозаметности. Кроме того, в новом штурмовике будут использоваться технологии укороченного взлета. В перспективе он должен будет заменить в войсках модернизированные Су-25СМ, 30 из которых военные уже получили. В ближайшее время планируется провести модернизацию еще 80 Су-25 до версии СМ.

Как пишет газета «Военно-промышленный курьер», ранее Зелин рассказал, что Министерство обороны России отказалось от идеи создания нового штурмовика на базе учебно-боевого самолета Як-130.

«В свое время были созданы наработки такого самолета. Он получил название Як-131, однако от него пришлось отказаться. Вооружение и боевая нагрузка этого легкого боевого самолета подходили для выполнения задач по предназначению, однако защищенность летчика оказалась недостаточной», - рассказал Зелин, отметив, что в качестве штурмовика должен использоваться одноместный самолет в отличие от двухместного Як-130.

Ранее сообщалось, что до 2020 года ВВС России намерены принять на вооружение модернизированные Су-25. Самолеты будут оснащены прицельно-навигационным комплексом ПрНК-25СМ "Барс" с новыми системами обработки и отображения информации, спутниковой и ближней навигации, станцией радиотехнической разведки, системой управления оружием. Кроме того, Су-25СМ получит систему сбора, обработки и регистрации полетной информации «Карат-Б-25».

В декабре 2010 года состоялись испытания модернизированного учебно-боевого штурмовика Су-25УБМ. Этот самолет представляет собой глубокую модернизацию учебно-боевого Су-25УБ, способную выполнять боевые задачи в любое время суток и в любую погоду».

Не знаешь, как и реагировать на эту информацию. Если руководство ВВС СССР, в лице маршалов авиации Ефимова и Кутахова, в начале 1970-х годов ещё можно понять, когда они выдавали техническое задание на проектирование штурмовика для непосредственной поддержки войск. То сегодняшнее руководство министерства обороны и командование ВВС России, чем руководствовалось, когда они заказывает авиапрому такой штурмовик? Доверили оформление задания случайным людям, попавшим в главкомат ВВС? Лётчики-фронтовики Ефимов и Кутахов в 1970-х годах находились под впечатлением самолёта их молодости, штурмовика Ил-2. А, что сегодняшнее руководство ВВС РФ не имеет достоверной информации об испытаниях, уже с палубы авианосцев США, перспективных штурмовиков-беспилотников? 20-ти тонные махины, разработанные по технологиям 6-го поколения, с принципиально новым вооружение, готовятся разместиться не только на сухопутных авиабазах ВВС США, но и на авианосцах. Или интересы авиационных чиновников не совпадают с интересами защитников Родины?

Самолёты семейства Су-25, Су-25Т, ТМ, Су-39, Су-25М3 относятся к самолётам 3-го поколения и любой самолёт, созданный на их базе – это позавчерашний день. Даже программа фирмы «МиГ» по теме ударного ДПЛА «Скат» - это вчерашний день! А руководство ВВС предлагает развитие штурмовой авиации похоронить раз и навсегда, ради чьих-то шкурных, коммерческих интересов. Какие там перспективные разработки! Нам дай сейчас, сегодня «распилить» военный бюджет! Таких денег, что выделили на закупку вооружений до 2020 года, больше не будет! Мировая закулиса подсказывает, что в 2018 году разразится новый мировой экономический кризис, вот и надо успеть!

Схема наших Остапов Бендеров от чиновников ВВС России и авиапрома проста. Эти горе-махинаторы, принимая во внимание, что Су-25УБ ещё стоит на конвейере Улан-удинского авиазавода, решили повторить опыт фирмы «Сухого» по продвижению своего Су-27УБ. Это и понятно. Ведь именно бывшие менеджеры фирмы «Сухого» рулят в государственном авиационном холдинге (ОАК) и новые формы «увода» денег из оборонного бюджета им некогда придумывать. Но, если в случае с Су-27УБ – Су-30МКИ, проходимцы из фирмы «Сухого» «обули» индийцев, подсунув им сырой проект, то здесь на кону деньги налогоплательщиков, то есть, мои деньги. А я не хочу, чтобы за мой счёт обогащались местечковые оружейные бароны и проходимцы в ермолках. Хватит с нас бесконечных поломок пассажирского самолёта «Суперджет» - сомнительного продукта конструкторского бюро им. Сухого! Абсолютно не технологичного фронтового бомбардировщика Су-34, серийное производство которого до сих пор не может освоить Новосибирский авиазавод! ( прототип бомбардировщика был показан ещё в 1992 году высшему руководству страны). Не желающего стабильно летать многоцелевого истребителя Су-35! ( первый полёт прототипа самолёта состоялся ещё в мае 1985 года!) Выкормыши из фирмы «Сухого» уже достали всю российскую авиационную общественность: на корню загублены авиаконструкторское бюро им. Туполева, влачат жалкое существование авиаконструкторы-яковлевцы и ильюшинцы. И всё это происходит под вывеской придания развитию авиастроения нового динамизма и инновационности. Жаль, что горе-реформаторы не имеют элементарных познаний в развитии отечественной авиации и не осведомлены о выдающихся достижениях этих авиаконструкторских бюро! Ну не тянет современный авиапром на ежегодный выпуск почти 800 самолётов и 600 вертолётов! Прошлогодний выпуск около 300 вертолётов преподносится тандемной властью, как своеобразный прорыв в развитии авиации! Кто бы ещё в это поверил?

Если бы так называемый самолёт Су-39 занял своё место в полках ВВС в начале 1990-х годов, получил своё развитие к 2000-м, то картина развития штурмовой авиации была бы совсем иной. А нам хотят всучить, чуть подкрашенный Су-25 в 2020 году! Это уже перебор! Какова схема проходимцев? За 2013 год они хотят сделать проект нового штурмовика. В 2014 году, кровь из носа, выкатят сырую машину. За 2015 год постараются провести заводские испытания. В 2016 году устранят(!) недостатки и выпустят установочную партию из 4-5 машин для госиспытаний. В 2017 году приложат все силы, чтобы протолкнуть штурмовик через госиспытания и начать малосерийный выпуск по 10-12 самолётов в год. Но в 2018 году разразится новый мировой экономический кризис. И в стране будет не до штурмовиков. Правда, проходимцы от авиации за это время уже успеют «освоить» миллиардные ассигнования на развитие штурмовой авиации. А то, что ВВС не получит штурмовики – это их уже не касается. Даже для не авиационного специалиста понятно, что при производстве нового штурмовика цена его будет зашкаливать за 30 млн. долл. США. Это при заказанной партии для ВВС России в 80-90 самолётов! А при меньшей? Ведь экспортный потенциал будущей машины нулевой!

Мировая тенденция в развитии штурмовой авиации становится своеобразной. Резко сократился спектр так называемых тяжёлых штурмовиков. В составе ВВС и авиации ВМФ лишь некоторых стран до сих пор имеются тяжёлые штурмовики. В ВВС США сохраняются только последние модификации А-10 и то до конца 2015 года, когда их заменят F-35. Авиация ВМФ США давно отказалась от штурмовиков А-6, А-7,заменив их на «Суперхорнеты». Но и это самолёт недолго задержится на палубах американских авианосцев, и его также заменит F-35 и Х-47В. Но стратеги МО РФ пытаются сделать новый штурмовик с бомбовой нагрузкой уже в 6 т. А это переход из класса лёгких-средних штурмовиков в тяжёлые. Но наши потенциальные партнёры не нуждаются в тяжёлых штурмовиках! Вряд ли Китай, Индия, Вьетнам или Венесуэла захотят покупать новый штурмовик.

Ведь мировой рынок штурмовой авиации насыщен новыми типами лёгких штурмовиков. Ни для кого не секрет, что на нём правит бал английский штурмовик «Хок» различных модификаций, итальянский Aeromachhi M 346 и китайский L-15. Последние являются совместным детищем авиафирмы им. Яковлева и местного авиапрома. Соревноваться с китайским лёгким штурмовиком на международном авиарынке нам без толку: те продают свои, пусть и не столь добротные машины, но по цене 10 млн. долл. США за самолёт ( в минимальной комплектации, с неуправляемым вооружением). Наш учебно-боевой самолёт Як-130 стоит около 15-16 млн. долл. США. Его переделка в вариант лёгкого штурмовика, даже при дальнейшем его производстве и продвижении на международный рынок с потенциалом выпуска 150 – 200 машин, заставит держать цены на уровне 20-22 млн. долл. США. Хотя и «Хок» и итальянский штурмовик стоят дороже.

Другой вопрос, что на лёгкий штурмовик на базе Як-130 можно поставить системы вооружения, которых нет на иностранных лёгких штурмовиках. Да и их поступление в перспективе до 2020 года не прогнозируется. Поэтому предлагаю широкой авиационной общественности России рассмотреть и обсудить и другие проекты перспективного штурмовика, которые наш авиапром способен произвести в срок до 2020 года. Начнём с отвергнутого МО РФ проекта штурмовика Як-131. За неимением открытых публикаций по этому проекту постараюсь предположить, чтобы можно было бы сделать из учебно-боевого самолёта Як-130 в короткий скок.

Ещё в начале 2000-х я писал главному конструктору фирмы Яковлева о перспективном, так называемом «мобилизационном самолёте» на базе Як-130. Так как последние 60 лет наша авиация участвует только в конфликтах малой интенсивности, применение в которых современных самолётов СУ-27, Миг-29, Су-34 дорого и не целесообразно. В том письме я просил рассмотреть возможности создания дешёвого самолета, как лёгкого истребителя, лёгкого штурмовика, ударного ДПЛА и самолёта РЭБ. Мои предложения нашли поддержку в конструкторском бюро. Более того, специалисты фирмы и без моей подсказки уже тогда работали по этим проекта. С тех пор прошло более 10 лет, но даже учебно-боевой вариант самолёта Як-130 с трудом ставится на крыло. А тут ещё странное требование ВВС к лёгким штурмовикам о бронировании кабины, как у тяжёлых штурмовиков. Абсурд, скажите вы! Но нет. В командовании ВВС крепко засела мысль об увековечивании штурмовика Ил-2 на все времена, правда, в составе современных вооружённых сил.

Весь мир готовится к бесконтактным войнам, к применению ударных беспилотных летательных аппаратов, к ведению борьбы на поле боя с бронированными машинами с помощью только управляемого оружия повышенной дальности. А генералы ВВС России вновь хотят заставить штурмовики «утюжить» танки и БМП на поле боя с расстояния в 3-5 км, рискуя жизнями лётчиков. Но даже титановая броня не защитит от современных «тяжёлых» натовских ПЗРК, не говоря уже о ракетах комплексов ПВО сухопутных войск GEM, SAMP/T, THAAD или MEADS . Опыт применения российских штурмовиков Су-25 в военном конфликте с Грузией в 2008 году показал их полную беспомощность, даже перед натовскими ПЗРК. Да и о судьбе лётчиков, сбитых этими средствами ПВО Грузии, до сих пор хранится полное молчание. Ведь всё эти годы официальная пропаганда расхваливала применение штурмовика Су-25 в небе Афганистана. Но там авиация применялась против партизан, не имевших современных средств ПВО!

Как можно объяснить, что основным оружием нового штурмовика станет противотанковый ракетный комплекс 9К121 «Вихрь» с максимальной дальностью стрельбы ракетой в 10 км!? Но комплекс создан, аж в 1982 году! Это ПТРК уже для вертолётов не подходит, не то чтобы для штурмовиков!

Американский ПТРК «Хеллфаер», запускаемый с ударного вертолёта АН-64 «Апач» или многоцелевого ДПЛА «Предатор» имеет дальность полёта 16-18 км! Уже сегодня, а не к 2020 году! Безрадостная картина. Но именно с 3,5 км обучают вертолётчиков на Ми-28Н пускать ПТРК «Вихрь» по тяжёлобронированной технике на полигонах (См. передачу «Полигон», ТВ «Россия-2», репортаж из авиабазы «Кореновская», 2013, февраль). А американский морской пехотинец с ПЗРК «Стингер», что в это время будет делать? Даст возможность спокойно вертолёту Ми-28Н расстреливать «Бредли» и «Абрамсы»? Или просто уничтожит с расстояния 5-6 км «Стингером» российский вертолет? Но ПЗРК «Стингер» стоит 70 000 - 80 000 долл. США, а перспективный российский штурмовик, при уничтожении последним будет зашкаливать за 30 млн. долл. США. Арифметика не в мою пользу...

Но ещё в 2003 году в России был испытан авиационный вариант противотанкового ракетного комплекса «Гермес-А». «Гермес» открывает новые направления противотанкового вооружения – перенос его огня в глубину полосы действия подразделений противника и возможность отражения атаки на любом участке обороны без смены огневой позиции. Дальность стрельбы его ракет составляет 15 км, 40 км и 100 км. При весе ракеты в ТПК 107 кг штурмовик Як-131 может взять 24 ракеты. Пара штурмовиков Як-131 в одном вылете имеет возможность уничтожить до танковой бригады на поле боя, не входя в зону ПВО. Но, кроме этого ПТРК, есть ещё авиационный комплекс с многоцелевой ракетой Х-38, которая имеет дальность пуска 40 км. Ждёт своей модернизации и авиабомба КАБ-250, что должна привести к увеличению дальности планирования до 10-15 км. Применение же наведения с помощью ГЛОНАСС, улучшит у модернизированной авиабомбы и точность и дальность. Даже эти системы вооружения на порядок превзойдут способности штурмовика Як-131 перед перспективным творчеством чиновников от авиации по продвижению своего аля- Су-25М3/39М! К тому же боевой вылет Як-131 будет в несколько раз дешевле Су-39М. А вес перспективного штурмовика возрастёт с 17 до 19 т, при взлётной массе Як-131 в пределах 6,5-7 т и расходе топлива на 7-10% меньше. А задачи они будут выполнять аналогичные, с равными возможностями.

Тогда к чему же лес городить, господа генералы? Кто мне ответит, почему мои деньги собираются так бездарно потратить?

 

Статистика


Rambler's Top100
Подписаться