Авторский сайт Вячеслава Блазнина

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Новая концепция армейской авиации

(Сколько можно ещё «пилить» денег из военного бюджета на дорогостоящее вооружение, бесполезное в мирное время?!)

Опыт сирийской военной компании (а до этого афганской и чеченской) российских ВКС показал, что использование дорогостоящей авиационной техники против партизанских и бандитских формирований малоэффективно и разорительно для государственной казны. В этом плане интересен ряд решений этой проблемы другими странами с развитыми ВВС.

30 декабря 2011 года ВВС США объявили, что в результате проведенного конкурса выбрали легкий многоцелевой самолет A-29 Super Tucano производства бразильской компании EMBRAER для использования в качестве самолета летной подготовки, разведки и авиационной поддержки войск. Самолеты будут эксплуатироваться совместно с компанией Sierra Nevada Corporation. Контракт стоимостью 355 млн. долл. США предусматривает поставку 20 самолетов. Самолеты будут использоваться в Афганистане и других неспокойных странах мира. В настоящее время более 150 штурмовиков «Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах, где не понесли ни одной потери.


EMB-314 Super Tucano – лёгкий турбовинтовой штурмовик, выпускающийся бразильской компанией Embraer. Первый прототип самолёта поднялся в воздух в 1999 году. Изначально проектировался как учебный самолёт, но впоследствии был доработан для проведения ударов с воздуха. Кабина пилота штурмовика защищена кевларовой бронёй.

Super Tucano применялся в борьбе с партизанским движением в Колумбии. В настоящее время участвует в тендере ВВС США по закупке от 100 до 200 штурмовиков этого типа, которые будут применяться против талибов в Афганистане.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека
Длина: 10,53 м
Размах крыла: 11,14 м
Высота: 3,9 м
Площадь крыла: 19,4 м²
Масса пустого: 3020 кг[4]
Максимальная взлётная масса: 5200 кг
Масса топлива во внутренних баках: 650 кг
Объём топлива в ПТБ: 2 × 323 л
Силовая установка: 1 × ТВД Pratt&Whitney PT6A-68/3
Мощность двигателей: 1 × 1600 л.с. (1 × 1193 кВт)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 590 км/ч
Крейсерская скорость: 520 км/ч
Скорость сваливания: 148 км/ч
Практическая дальность: 1 330 км
Перегоночная дальность: 2 850 км
Практический потолок: 10 670 м
Скороподъёмность: 24 м/с
Нагрузка на крыло: 200 кг/м²
Тяговооружённость: 306 Вт/кг
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7,0g/-3,5g

Вооружение

Стрелково-пушечное:

  • встроенное: 2 × 12,7-мм пулемёта FN Herstal M3
  • подвесное: 1 × 20-мм пушка на фюзеляжном узле

Точки подвески: 5
Боевая нагрузка: 1500 кг
Управляемые ракеты: 2× ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder или MAA-1 Piranha или Python 3/4
Неуправляемые ракеты: 4 × блока 70-мм ракет
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые

Для России этот путь затруднителен, хотя бы из-за отсутствия соответствующей силовой установки. И, вообще, экономическая ситуация в РФ не позволяет создать аналогичный самолёт в короткое время и за небольшие деньги. Но в России создан самолёт, который после соответствующей и недорогой доработки смог бы занять нишу лёгкого и дешёвого штурмовика. Это учебная машина СР-10.

СР-10 – спортивно-пилотажный самолёт

СР-10 – самолёт реактивный, со стреловидностью крыла -10°. Отрицательная стреловидность по передней кромке – одна из главных «изюминок» аэродинамической компоновки этого самолёта. Новая машина предназначена для обучения и участия в соревнованиях по самолётному спорту и будет способна выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +8 -6.


Технические характеристики

Экипаж, чел. – 2
Максимальная манёвренная скорость, км/ч – 700
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч – 900
Максимальное число Маха полёта – 0,85
Практический потолок, м – 6000
Скорость отрыва, км/ч – 190
Посадочная скорость, км/ч – 185
Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч – 520
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с – 60
Максимальная дальность, км – 1500
Минимальный радиус установившегося виража, м – 290
Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с – 7
Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед – +10 -8
Взлётный вес нормальный, кг – 2400
Взлётный вес максимальный, кг – 2700
Посадочный вес нормальный и максимальный, кг – 2000

Уже заявленные характеристики позволяют в короткие сроки спроектировать на базе учебно-тренировочного самолёта СР-10 лёгкий одноместный штурмовик. 20 октября 2016 г. замминистра обороны РФ Юрий Борисов в ходе рабочей поездки на НПО "Сатурн" сообщил, что испытания самолёта планируется провести в ближайшие три года. Он подчеркнул, что от надёжности СР-10 будет зависеть жизнь курсанта, поэтому у военного ведомства очень жёсткие требования по его приёмке на вооружение и условиям эксплуатации и безопасности.

Из открытых источников стало известно, что на смоленском авиазаводе в 1918 году соберут 2-3 самолёта СР-10 для предварительных испытаний. А руководство КБ «Современные авиационные технологии» (КБ САТ), сконструировавшее этот самолёт, заявило, что работает над беспилотной версией этой машины. В этой обстановке, когда планы ВКС РФ о приобретении для нужд лётных училищ 100 учебно-тренировочных самолётов СР-10, накладываются на желание оборонного ведомства иметь ещё и беспилотную версию этого самолёта, не говоря уже об экспорте и того и другого для дружественных стран, потенциал потребности в этой машине и её модификациях может вырасти до 300-400 машин, что сопоставимо с мировыми потребностями в самолётах EMB-314 Super Tucano. А это резко снизит и без того приемлемую цену самолёта СР-10 по сравнению даже с учебно-боевым самолётом ЯК-130, претендующим на нишу лёгкого штурмовика (Стоимость экспортной версии самолёта ЯК-130 16-18 млн. долл. США). С традиционными электромеханическими приборами и двухконтурным турбореактивным двигателем ТРДД АИ-222-25 с тягой 2 500 кг, запас которых на складах МО РФ до сих пор значителен, одноместный штурмовик СР-10 будет в 3-4 раз дешевле штурмовика на базе ЯК-130 и на порядок дешевле многоцелевого самолёта СУ-30. Основное условие создание новой концепции армейской авиации – это дешёвые самолёты и вертолёты. А ЯК-130, Ка-52, Ми-28 и даже Ми-35 таковыми не являются. Армейская же авиация должна все-таки быть многочисленной и дешёвой! Новый самолёт СР-10 как раз и подходит под эти критерии.

Если за 2018 год КБ «Современные авиационные технологии» (КБ САТ) сможет спроектировать лёгкий одноместный штурмовик на базе учебно-тренировочного самолёта СР-10 (а сомневаться в этом не приходится при государственном финансировании!), то уже в 2019 году на смоленском авиазаводе можно собрать 2-3 машины для предварительных испытаний. В 2020 году возможно проведение комплексных испытаний штурмовика.

На первом этапе для лёгкого штурмовика хватило бы состава вооружений под 4-мя точками подвески (2х250 кг и 2х100 кг), из которых 2 точки подвески могут быть использованы и под топливные баки (2х 350 л). В состав вооружения могли бы войти:

Неуправляемые ракеты: 2 блока 80-мм ракет (2х20);
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые (2х250);
Управляемые ракеты: 4 × ракеты «воздух-земля» ПТУР «Атака».

Всё это вооружение находится на конвейере «оборонки» не первый год, а значит дешево. Из дорогих, но современных и необходимых средств:

СВП-24 «Гефест» – авиационный прицельно-навигационный комплекс, адаптированный для СР-10 (он позволит производить точное бомбометание свободнопадающими бомбами с высоты 5 000 м);
«Витебск» – комплекс индивидуальной защиты летательных аппаратов от любых ПЗРК;
Упрощённый вариант обзорно-прицельной станции для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов для применения ракеты «воздух-земля» типа «Атака». Современные НУРС типа С-8 имеют дальность применения до 6 км, ПТУР типа «Атака» до 8 км. Всё это, плюс «Витебск», позволяет штурмовику на базе СР-10 атаковать наземные цели, не входя в зону ПВО с ракетами типа «Стингер». Хотя кабину пилота штурмовика необходимо защитить хотя бы кевларовой бронёй.

Лёгкий ударный вертолёт «Ансат-2РЦ»

ЛТХ:

Модификация: Ансат-2РЦ
Диаметр несущего винта, м: 11.50
Диаметр рулевого винта, м
Длина,м: 13.54
Высота ,м: 3.56
Масса, кг:

  • пустого
  • нормальная взлетная
  • максимальная взлетная: 3300

Тип двигателя: 2 ТВД Pratt & Whitney РW-207K
Мощность, кВт: 2 х 463
Максимальная скорость, км/ч: 285
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Практическая дальность, км: 635
Практический потолок, м: 5700
Статический потолок, м: 3300
Экипаж, чел.: 1-2
Полезная нагрузка: до 9 человек
Вооружение:

  • 12.7-мм пулемет Корд-12.7
  • на четырех узлах подвески: ракеты "воздух-воздух" типа "Игла" в пусковых контейнерах, блоки неуправляемых ракет Б8В7 на семь ракет С-8 калибра 80 мм каждый, авиабомбы


Разработка этого вертолёта началась в 1997 году. Первый полет Ансат-2РЦ выполнил 29 июля 2005 года. В этом же году машина впервые была продемонстрирована широкой публике. Это произошло на выставке МАКС-2005.

Это вертолёт построен на основе обычного, гражданского вертолёта "Ансат". По заявлению разработчиков у двух машин общими являются 90% узлов. Компоновка вертолёта является уже стандартной для современных боевых машин. Пилоты сидят не рядом а один за другим. Кроме этого, вертолёт имеет просторный грузовой отсек, где может разместиться десант или перевозиться разнообразные грузы. Кстати, грузоподъёмность машины, довольно, приличная – 1300 кг.

Первоначально, этот вертолёт создавался под задачи разведки и целеуказания. Но, по ходу его разработки ему ещё добавили функции и возможности лёгкого штурмовика.

Под носовой частью фюзеляжа нового вертолета устанавливается гиростабилизированная оптико-электронная обзорно-прицельная система ТОЭС-521, а по его бортам – короткие крылья с четырьмя точками подвески вооружения общей массой до 1300 кг. Кроме того на них могут быть подвешены ракеты "воздух-воздух" типа "Игла" в пусковых контейнерах, блоки неуправляемых ракет Б8В7 на семь ракет С-8 калибра 80 мм каждый и авиабомба. Кроме того, по правому борту фюзеляжа на вертолете размещается неподвижный одноствольный пулемет "Корд-12,7" калибра 12,7 мм. В борта фюзеляжа также вмонтированы блоки выброса пассивных помех УВ-26 калибра 26 мм.

По последним данным заключен контракт на поставку до 2020 года для ВВС России 30 легких учебно-боевых вертолетов Ансат-2РЦ.

Замена канадской двигательной установки -2 ТВД Pratt & Whitney РW-207K на турбовальный двигатель ВК-800В российского производителя устранит основной недостаток этот проекта – двигатель американский фирмы Pratt & Whitney.

Разработанный Объединенной двигателестроительной корпорацией двигатель ВК-800В должен стать базовым для перспективных российских легких вертолетов типа «Ансат» и для самолетных пилотируемых и беспилотных платформ.

Для армейской авиации России необходимо иметь в каждом военном округе по полку штурмовиков (36 самолётов СР-10) и по полку вертолётов (36 лёгких ударных вертолётов «Ансат -2РЦ»). Итого около 150 самолётов СР-10 и 150 вертолётов «Ансат-2РЦ» («Ансат-2РЦ» стоит в 3 раза дешевле вертолёта Ми-28!). Военная программа 2017-2027 г.г. могла бы осуществить эти изменения в вооруженных силах РФ без передачи самолётов Су-25(которые к 2027 году все спишут!), вертолётов Ка-52, Ми-28 и Ми-35 из состава ВКС в армейскую авиацию Сухопутных войск. К ним можно было бы добавить БПЛА тактического и оперативно-тактического плана, а разрабатываемые БПЛА стратегического назначения, остались бы в ВКС РФ.

Последние 70 лет Вооружённые силы РФ ведут войны с противником, против которого не создавались дорогостоящие самолёты и вертолёты. Это в Афганистане СССР мог себе позволить потерять более 300 дорогостоящих вертолётов. Для сегодняшних ВКС РФ потери от бандитских формирований и партизан в региональных конфликтах в 300 вертолётов, стоимостью по 15-17 млн. долл. США каждый – не позволительная роскошь! На авансцену современных войн должны выйти дешёвые ударные дроны и недорогостоящие пилотируемые аппараты типа СР-10 и «Ансат-2РЦ».