Первым делом самолёты…

В декабре 2009 года широкой публике обещали показать российский истребитель 5-го поколения. Заявлено это было на самом высоком уровне и поэтому ждать осталось недолго. Смущает одна деталь. Если, даже КБ Сухого приступило к проектированию ПАК ФА в 2004 году, то выкатка самолёта в 2009 году для зрителей означает, что и кризис авиапрому не помеха. Попробуем разобраться в ситуации и предсказать характеристики самолёта, исходя из тех немногочисленных публикаций прессы. Как понимает заинтересованный читатель, КБ вряд ли захочет поделиться своими секретами. Большинство читателей имеют весьма туманное представление о критериях пятого поколения. Хотя критерии и прежних поколений авиации (1,2,3,4-го) в странах Запада и СССР не были идентичны и имели свои особенности исходя из военной доктрины.

 

И всё же большинство авиационных специалистов считает, что такие самолёты должны иметь малую радиолокационную заметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость, вести всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу в ходе боя на большой дальности, нести автоматизированные системы управления тактическими задачами, постановки помех, борьба с ними и т.п.  Но большинство этих задач и самолёты 4-го поколения  могут решать  без особого труда. Первенец 4-го поколения палубный истребитель F-14A уже в 1972 году имел высокоэффективную систему управления оружием, которая позволяла обнаруживать бомбардировщики противника на удалении 315 км, истребители на дальности 215 км, крылатые ракеты – 120 км. При этом система управления оружием позволяла наводить управляемые ракеты « Феникс» (дальность поражения целей до 150 км) класса «воздух-воздух» на 6 целей одновременно. Самолёт был оборудован также средствами радиоэлектронной борьбы.

Основными целями, с которыми боролся этот самолёт, были советские крылатые ракеты, запускаемые с подводных лодок и стратегических бомбардировщиков. Ракеты П-6 и П-35 не представляли для F-14 никакой трудности и в случае их применения уничтожались бы на большом удалении от авианосцев. Более сложным был перехват противокорабельной ракеты КСР-5, запускаемой с бомбардировщика Ту-16К-26. И высота полёта ракеты, составлявшая более 20 км, и скорость более 3М, всё это оставляло для американского самолёта- перехватчика минимум шансов. Где-то за 55-60 км до авианосца лётчик F-14 должен был попытаться успеть перехватить ракету, пикирующую с высоты  более 20 км на скорости 3М на авианосец. Таких экспериментов американцы не проводили, а значит, говорить об успешном перехвате не приходится. Недавний пример тому доказательство. В 1994 году ВМФ США на полигоне Пойнт Мугу проводило эксперимент по перехвату российских противокорабельных ракет Х-31А и 3М-80 «Москит»,  летящих на предельно малых высотах, на скоростях больше 2М, системой «Иджис». Система не справилась с задачей. Правда, с тех пор прошло 15 лет, а у нас лучших ракет не появилось. «Спасибо», бывшему президенту РФ Б.Ельцину, который санкционировал продажу всего несколько образцов лучших ракет нашему потенциальному противнику для отработки его ПВО.

В 1979 году появился советский ответ американскому авиапрому, самолёт 4-го поколения МиГ-31. К 1993 году одна из модификаций этой машины могла обстреливать 6 целей одновременно и сбивать их на дальности 285 км. Основными целями этого самолёта были: американский высотный и скоростной разведчик SR-71, аэробаллистическая ракета AGM-69A, крылатая ракета AGM-86B, крылатая ракета AGM-129A и самолеты стратегической авиации США. Говорить о борьбе с тактическими истребителями, не приходилось. Ну не маневренный получился самолёт, впрочем, как и  F-14  не мог вести маневренный бой ни с Миг-29, ни с Су-27.

Теперь о малой радиолокационной заметности самолёта. Когда в 1983 году в США появился тактический истребитель F-117A, созданный по технологии «стелс» (от английского слова stealth – хитрость, уловка), многие авиационные специалисты осудили советского ученого, иммигрировавшего в США и  научно обосновавшего необычный облик самолёта. Теперь, когда видны и другие пути развития авиации по достижению успеха в бою, многие ехидничают, что это КГБ СССР специально пустил по ложному пути развитие авиапрома в США. Юмор в этом высказывании или горькая правда предстоит понять уже через год-другой.

 Трагические события в Югославии в 1990-х годах показали, что даже устаревшие советские РЛС П-19, а именно они и стояли на вооружении ПВО Югославии, при разнесении приемника и передатчика на удалении друг от друга, самолёт-«невидимку» видели на удалении 120-150 км. А этого расстояния вполне достаточно, чтобы поднять дежурную пару МиГ-29 и в автоматическом режиме  при помощи только оптико-локационной станции  (дальность захвата цели до 40 км) перехватить агрессора ракетой Р-73.  Ведь F-117A  имел в своём бомболюке ракету AGM-65G  с дальностью пуска всего 25 км. Правда, к 1993 году американская фирма « Хьюз» разработала новую модификацию управляемой ракеты « Майверик», получившую условное обозначение « Лонгхорн». Ракета оснащена усовершенствованным двигателем, обеспечивающим максимальную дальность до 70 км, приемником спутниковой навигационной системы НАВСТАР, инерциальной системой и радиолокационной головкой миллиметрового диапазона. Но в условиях постановки интенсивных помех комплексом « Хибины» самолётам прикрытия, даже комплекс ПВО С-125 вёл успешную борьбу с «невидимками». Сбитые F-117A в Югославии и в Ираке заставили командование ВВС США снять этот тип самолёта с вооружения.

Но с 1989 года на вооружении ВВС США состоит ещё и стратегический бомбардировщик В-2, созданный по технологии «стелс». Не думаю, чтобы командование ВВС США не знало, что в СССР ещё с 1960-х годов велись работы по созданию комплексов РЛС на основе просветной локации. Как заявил генеральный конструктор Нижегородского НИИ радиотехники (ННИИРТ) Александр Бляхман в октябре 2009 года : « … радары, построенные по методу просветной радиолокации, совершенно не чувствительны к технологии « стелс» и могут гарантировано обнаруживать любые малозаметные самолёты». Далее он подтвердил что, его локатор уже несколько лет назад принят на вооружение ВС России. Разработка нижегородцев стала  первым в мире радаром такого типа, запущенным в серийное производство, а его экспортный вариант « Барьер-Е» впервые был продемонстрирован на МАКС-2007. Не утверждаю, что именно сие событие повлияло на решение президента США Б. Обамы, но на 2010 год денег на закупку F-22A, он не выделил.

А это значит, что самолёты-«невидимки» радар «Барьер-Е» видит, как минимум: бомбардировщик В-2 на дальностях до 400 км, а хвалёный F-22A  - до 250 км. Комплекс ПВО С-400, с новой ракетой, как раз и имеет дальность поражения авиационных целей 400 км. Обсуждать, как необходимость, наличие у самолёта 5-го поколения возможность иметь сверхзвуковую скорость на бесфорсажных режимах, считаю двусмысленным, исходя из принципа «стоимость-эффективность». За последние 30 лет никто не может привести примеры боестолкновений самолётов 3-го или 4-го поколения на скоростях более 1М. Правда, среди лётчиков, оказывавших «интернациональную помощь» в региональных конфликтах 20-го века, ходит байка, утверждающая, что в 1970-х годах самолёт МиГ-25Р, совершая разведывательный полёт над Израилем, был атакован самолётом F-4 израильских ВВС, и чтобы уйти от пущенной ракеты, развил скорость более 3М. Но вызывает сомнения способность F-4 атаковать самолет, летящий на высоте более 20 км, при его потолке всего в 18 км, а ракета AIM-7Е2 не способна атаковать цели, находящиеся с превышением более 2км, тем более, что скорость самой ракеты не превышало 2 650 км/час.

Этот экскурс в историю развития авиации не потребовался, если бы российские авиационные конструкторские бюро  не следовали слепо за своими американскими коллегами. В 1969 году ВВС США принимает на вооружение истребитель-бомбардировщик F-111 с изменяемой геометрией крыла, советский авиапром решил «переплюнуть» заокеанских партнёров и создал Су-17М, Су-24, МиГ-23, МиГ-27, Ту-22М и Ту-160. Где эти самолёты сейчас, если самолёты 4-го поколения создавались уже с совершенно другой схемой и аэродинамикой? Но у СССР были совершенно другие экономические возможности. Современная Россия собирается закупить всего 48 Су-35, по цене более 50 млн. долларов США. Чему вы удивляетесь, если «Рособоронэкспорт» пытается продать Индии самолёты МиГ-35, МиГ-29К/КУБ по цене 70 млн. долл. США. И всё из-за того, что на этих машинах стоит радар с АФАР. Во сколько же тогда для казны обойдётся Т-50, российский самолёт 5-го поколения? Специалисты склонны считать, что более 80 млн. долл. США придётся выложить налогоплательщикам России за каждый самолёт при плане закупок в 430(!) машин.  А при меньшей партии? Не знаю смеяться впору или плакать.

За 25 лет эксплуатации самолётов семейства Су-27/30/35 удалось создать двигатель в весовых и габаритных измерениях АЛ-31Ф (тяга 12500 кг), всего с тягой в 14 т, по одним источникам он называется АЛ-35Ф, по другим – АЛ-319, в третьих он обозначается, как изд. 117С. С улучшенными характеристиками удельного расхода топлива предположительно на 5-10%. Вес самолёта возрос с 30 т до 34т. А это значит, что боевой радиус Су-35 не превышает 1 500 –1 600 км. Так долго ожидаемый новый двигатель АЛ-41Ф, в тех же весовых габаритах, но с тягой в 15 -15,5 т появится не раньше 2015 года. Не уверен, что он принципиально новый и позволит увеличить боевой радиус Т-50 до заявленного  создателями F-22А в 2 500 км, скорее всего у Т-50 боевой радиус составит 1600-1800 км.  И так, Т-50, при весе в 35 т и тяге двигателей по 15,5 т, станет соперничать с F-22A, при  его весе 26-28 т и тяге двигателей по 15,9 т. Возможно это будет выглядеть именно так.

 На конец 2009 года американская фирма Локхид Мартин выпустила по неподтверждённым данным до 138 самолётов F-22A. В планах Пентагона заполучить до конца 2011 года все 188 самолётов. Российские ВВС к 2015 году будут иметь около 50 самолётов Су-35. Перспектива других боевых машин будет выглядеть примерно так: около 260 (?) самолётов МиГ-29 (не учитывая 15 МиГ-29 СМТ), даже при налёте в год 40-50 часов к 2020 году подлежат просто выводу из боевого состава. 340(?) самолётов Су-27 (не учитывая 12 Су-27СМ) и 280 (?)МиГ-31 также будут к этому времени не боеспособны, с закончившимся ресурсом.  Новосибирский авиазавод вместо 350, списываемых фронтовых бомбардировщиков Су-24М, к этому времени выпустит 18-20 машин типа Су-34. ВВС России в срочном порядке придётся снимать с хранения все 92 бомбардировщика Ту-22М (не берусь утверждать в каком они техническом состоянии), хотя бы 10-15% из них «оцифровать» под новые ракеты и восстановить оборудование для дозаправки в воздухе. Даже если все авиазаводы в 2015 году начнут выпуск Т-50, к 2018 году смогут выпустить 50-55 самолётов. А в этом году разразиться очередной экономический кризис. Капитализм, чай на дворе, законы политэкономии ещё никто не отменял. Вот такая перспектива у ВВС России. В 2008 году в России было в 4 раза меньше самолётов, чем в США. По современным машинам и говорить не приходится.

В таком случае возникает вопрос: «А стоит ли вкладывать деньги в столь дорогой самолёт, если МО просто не в состоянии его закупать в необходимых количествах?»  Планы МО России о закупке 430 самолётов ПАК ФА вызывают определённый скептицизм даже у рьяных оптимистов возрождения ВВС РФ. Россия к этому времени закупит всего 18 дивизионов С-400, которые не смогут прикрыть даже ядерные объекты, а у нас ещё 13 городов-«миллионников», военные базы, аэродромы и т.д. и т. п. Но военная авиация, как таковая перестанет существовать. Я даже не волнуюсь за судьбу 225 штурмовиков Су-25. КБ Микояна, скорее всего, к 2015 году предложит ВВС России свой «беспилотник», способный нести бомбовую нагрузку до 2 т и радиусом действия до 800 км, что  почти соответствует списываемому самолёту. А вот где взять дешевый, массовый самолёт, так называемый мобилизационный самолёт, МиГ-21 третьего тысячелетия?

И тогда КБ Сухого предложит уже «оцифрованный» вариант своих  лёгких (12-13 т) машин типа С-54/55/56. Вместо двигателя АЛ-31Ф установят АЛ-41Ф, с тягой 15,5 т и улучшенным удельным расходом топлива, что даже при 4,5 т топлива боевой радиус самолёта удастся удержать на уровне 1000-1200 км, что для однодвигательной машины вполне достойно. А, главное, тяговооруженность будет больше 1, и даже больше чем у F-22A. Если к этому облику самолёта ещё добавить выходное сопло с управляемым вектором тяги, как у МиГ-29 ОВТ, то самолёт начнёт приобретать облик летательного аппарата 5-го поколения, но совершенно другой стоимостью. АФАР самолёта Т-50 можно адаптировать к С-54, новые ракеты (изд. 180-ПД) с дальностью поражения до 250 км разместятся в двух унифицированных внутрифюзеляжных катапультных устройствах, для ракет массой не больше 300 кг. Вариант этой ракеты (изд.180) имеет дальность поражения от 110 до 140 км. Такой облик самолёта, так сказать в «стелсовском» исполнении, будет нести только 4 ракеты общим весом до 1 т. В обычном варианте бомбовая нагрузка увеличивается до 4,5 т. И к вышеназванным средствам поражения добавляется ракеты малой дальности К-МД (изд.300), противорадарные ракеты Х-58УШКЭ, Х-31П, противокорабельные ракеты Х-35 и Х-31А и последние модификации ракеты Х-59, с дальностью пуска до 285 км. И так, потеряв только в боевом радиусе и бомбовой нагрузке, можно создать самолёт 5-го поколения (5 - - ), стоимостью в пределах 45-50 млн. долл. США. Но самолётов при такой цене можно успеть закупить  для ВВС России уже не 45-50, а 100-120 машин. Остается только надеяться, что КБ Сухого найдёт иностранного заказчика, которого заинтересует линейка лёгких самолётов Су, как в случае с Су-30МКИ, создание которого профинансировала Индия.

Пока вызывает удовлетворение, что истребителями 5-го поколения обладают только ВВС США, считающие своим потенциальным противником, прежде всего, Китай. По этому Пентагону самолёт F-22A нужен и двухдвигательный (полёты над морем) и с большим радиусом действия (не предусмотрено базирование на авианосце). Для ВВС России эти требования к самолёту не обязательны, на передний план выходит, прежде всего, доступная закупочная цена.

Как уже понял проницательный читатель из моего небольшого исследование по материалам открытой печати, КБ Сухого в декабре  2009 года может представить свой вариант истребителя 5-го поколения типа Т-50.

Максимальный вес самолёта - около 35 000 кг;

размеры – близкие к габаритам Су-35;

максимальная скорость полёта на большой высоте - около 2М;

тяга двигателя на бесфорсажном режиме - около 10 500 кг, на форсаже –15 500 кг;

практический потолок - около 18 000 м;

боевой радиус - около 1 800 км;

вооружение -  12 ракет большой, средней, меньшей и малой дальности (400 км, 250 км, 140 км),  авиабомбы с спутниковой и лазерной системами наведения, пушка ГШ – 301;

бомбовая нагрузка - около 2 000 кг во внутренних отсеках и до 6 000кг максимальная нагрузка.

 Радар с АФАР, способный сопровождать на проходе до 60 целей, одновременно обстреливая до 16, работает как по воздушным, так и морским и наземным целям. Дальность обнаружения целей типа топливозаправщика КС-135 до 400 км. Не хочу оказаться провидцем, но надеюсь, что характеристики самолёта окажутся лучше, а судьба самолёта не окажется хуже, чем я предсказал.

 

Статистика


Rambler's Top100
Подписаться