Незавидная перспектива ВВС России…

Различные политические группировки Кремля и, в первую очередь так называемые «силовики», понимают, что бороться  за политическое влияние на Президента России с «сырьевиками» и «бизнес-блоком» они  смогут  только, вытащив на политическую арену обветшалое пугало «внешней агрессии». Американская военная угроза не актуальна для продвинутого избирателя, а «агрессивный китайский тигр» как раз в моде. Да и среди директоров предприятий ВПК эти «реформаторы» себя чувствуют уверенней, чем среди олигархов-«сырьевиков». Поэтому и возникают планы реформирования «оборонки» и придания Вооруженным Силам современного образа. Среди последних, судорожное суечение Министерства обороны России по пересмотру перспективы ВВС страны. 

Судить об этих планах можно по обрывочным сообщениям СМИ и некоторым интервью высокопоставленных военных. Казалось бы, неблагодарное дело, но и отпускать проблему на самотёк нельзя. В период 2010-2020 годов Министерство обороны вынашивает планы приобретения не менее 1500 боевых самолетов(?!), из них 350 новой постройки. В 2020 году доля новых летательных аппаратов будет составлять 70%, заявил главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Хотелось бы верить, но знаменитых катапультных кресел К-36 мы выпускаем в год всего 60 -- 70 штук. А тут ещё зарубежные заказы, поставки самолётов на экспорт… 

В настоящее время средний возраст российских боевых самолетов составляет 25 лет, таким образом, в предстоящие 10-15 лет авиапарк будет резко сокращаться.

Министерством обороны подписаны контракты на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34 к 2013 году, 48 многофункциональных истребителей Су-35 к 2015 году, 12 Су-27СМ и четырех Су-30М2 к 2011 году и 12 учебно-боевых самолетов поля боя Су-25УБМ.  Современный читатель с трудом себе представляет, в каком состоянии находятся российские ВВС и военная авиация США и Китая.

На конец 2009 года американская фирма Локхид Мартин выпустила по неподтверждённым данным до 138 самолётов F-22A. В планах Пентагона заполучить до конца 2011 года все 188 самолётов. Китайский авиапром в ближайшие годы собирается произвести более 2000 современных самолётов типа J-11B, J-10 и  FC-1. И это почти к такому же количеству имеющихся на вооружении  самолётов! Российские ВВС к 2015 году будут иметь около 50 самолётов Су-35. Перспектива других боевых машин будет выглядеть примерно так: около 260 (?) самолётов МиГ-29 (не учитывая 15 МиГ-29 СМТ), даже при налёте в год 40-50 часов к 2020 году подлежат просто выводу из боевого состава. 340(?) самолётов Су-27 (не учитывая 12 Су-27СМ) и 280 (?)МиГ-31 также будут к этому времени не боеспособны, с закончившимся ресурсом. Не уточняя, что вооружены все эти самолёты ракетами, мягко говоря, позавчерашнего дня. Ракеты типа Р-27  и Р-73 всех модификаций подлежат списанию по сроках хранения, не говоря о том, что  боеголовка Р-73 с всеракурсной ГСН ТГС-80  изготовлена за рубежом, на Украине(«Маяк-80»: КБ «Арсенал», Киев), отношение с которой ещё не известно как сложатся.

И только новые  и глубоко модернизированные самолёты типа Су-27СМ, МиГ-29СМТ, Су-34, МиГ-29К и МиГ-35 имеют возможность применять ракету Р-77, не говоря уже о перспективных ракетах  типа (изд. 180-ПД) с дальностью поражения до 250 км, (изд.180) -- от 110 до 140 км, К-МД (изд.300), противорадарные ракеты Х-58УШКЭ, Х-31П, противокорабельные ракеты Х-35 и Х-31А и последние модификации ракеты Х-59, с дальностью пуска до 285 км. Хотя и эти ракеты разрабатывались более 20 лет. Вот эти самолёты и будут противостоять американским F-22А. Даже если предположить, что из 3 авиакрыльев (188 самолётов) только одно будет задействовано в Европе против России, а другое—противостоять Китаю ( третье крыло останется на американской континентальной части), то перспективы не завидные. А какие самолёты будут перехватывать около 7 000 запущенных в течении 30 минут крылатых ракет большой дальности? Не говоря уже о палубной беспилотной ударной авиации США, что появиться на авианосцах к 2015 году. А эту угрозу тоже как-то надо ликвидировать. Но к 2020 году, возможно, ожидать «визит вежливости» двух китайских авианосцев во Владивосток. По крайней мере,  палубная авиация у китайцев уже есть.

В этом году министерство обороны намерено подписать контракты на поставку в 2015 году 26 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Дополнительные контракты могут быть подписаны на не менее 80 Су-34 и 24-48 Су-35. В целом, ВВС России должны получить 240-260 самолетов этих типов. Что касается остальных 110 (из 350), которые должны будут построены после 2015 года, то сказать что-либо определенное нельзя. Вероятно, в это количество будут включены 25-30 истребителей МиГ-35 для подготовки потенциальных лётчиков палубной авиации, 12-16 учебно-боевых самолетов Су-30 для подготовки пилотов Су-35, и 40-50 истребителей пятого поколения Т-50 ПАК ФА. 

Естественно, что эти 350 самолетов не могут удовлетворить потребности ВВС в новых самолетах. Основной парк самолетов должны будут составить модернизированные основательно потрёпанные  машины, если командование ВВС всё же захочет увеличивать  годовой налёт у лётчиков более 50 часов. 

Вероятно, к 2020 году ВВС будут иметь около 100 модернизированных Су-27СМ/СМ2 (в настоящее время в эксплуатации находятся около 50 машин), около 80 МиГ-31БМ (около 10 модернизированы) и примерно 100 МиГ-29СМ2/СМТ (их количество в настоящее время составляет около 30 единиц). Кроме того, в ВВС поступят 150 усовершенствованных штурмовиков Су-25СМ и, вероятно, 50-60 фронтовых бомбардировщиков Су-24М2. 

Парк стратегических бомбардировщиков останется в прежнем виде – 16-17 Ту-160, 60-64 Ту-95МС и 60-70 Ту-22М. К созданию перспективного стратегического бомбардировщика Россия  так и не успеет приступить из-за разразившегося в 2018 году всемирного экономического кризиса.

В настоящее время ВВС России насчитывают около 2800 самолетов, из них почти 1500 боевых, но о количестве  боеготовых и речи не идёт. О них не имеют представление даже и командование ВВС.  С учетом списания устаревших машин к 2020 году военная авиация России будет насчитывать 1500-1700 самолетов и вертолетов, из которых только около 800(?) смогут выполнять боевые задачи. Их количество может возрасти, если будут увеличены расходы на военные цели. Правда, перспектива мирового экономического кризиса, который может разразиться в 2018 году сведёт все эти планы российских военных на нет. 

Уменьшение количества военного авиапарка наблюдается по всему миру. Сокращение продиктовано объективными факторами, такими как окончание «холодной войны», уменьшение военных расходов в доле ВВП, а также субъективными, например, возросшая эффективность новых самолетов делает ненужным замену старых в пропорции один к одному.

Сравнение статистических данных показывает, что к 2020 году Россия вряд ли  сохранит за собой роль второй в мире военной авиационной державы после США.  Китай со своими 1600 – 1700 современными самолётами уверено займёт второе место в мире. Из-за медленного выполнения программ обновления авиапарка, ВВС США также будут вынуждены уменьшить количество своих самолетов и вертолетов с 5000 до 3000-3500, из них боевые самолеты составят примерно 1900-2000. 

В то же время не следует забывать, что в обозримом будущем резко возрастет роль беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые заменят пилотируемые самолеты в некоторых миссиях, например, в разведывательных, ударных и РЭБ.

 

Статистика


Rambler's Top100
Подписаться