Двигатель для истребителя Т-50: поиски компромисса

Отечественный истребительНеискушённые в вопросах военно-технического строительства российские налогоплательщики находятся в состоянии эйфории по поводу начала испытания истребителя пятого поколения. Но не всё обстоит так, как хочет убедить своих избирателей правительство России.  Истребитель пятого поколения, широко разрекламированный авиапромом, на самом деле оказывается афёрой века. И РЛС с АФАР ещё на испытании, и «интеллект борта» самолёта оказался не на уровне, и заявленных ракет даже в «металле» ещё нет. Да и разработка новых реактивных двигателей является одним их самых проблемных моментов программы ПАК ФА. Выкормыш «ультролиберальных 90-х», академик Соломонов уже 10 лет «греет руки» за счёт налогоплательщиков на нелетающей стратегической ракете для ПЛАРБ «Булава» и ничего народ терпит. Другой, не менее «харизматичный» персонаж, главный конструктор фирмы «Сухой» г-н Погосян, авиаконструктор, не спроектировавший ни одного самолёта, зато менеджер, «отгрохавший» в Подмосковье хоромы, как у Голливудской звезды, также пытается «втереть очки» президенту РФ по поводу истребителя  Т-50.

Недавний салон российских производителей "Двигатели-2010" позволил получить представление о прогрессе в разработке нового двигателя, предназначенного для истребителя нового поколения Т-50 (ПАК ФА). Глава Объединенной двигателестроительной корпорации Василий Лапотько заявил, что двигатель будут создавать совместно несколько предприятий. 

Ранее за разработку этого будущего реактивного двигателя с тягой 16 тонн (157кН) боролись два предприятия: Научно-производственное объединение "Сатурн" (уже входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) и Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" (может в скором времени войти в ОДК, так его гендиректор Юрий Елисеев был назначен на пост замдиректора корпорации).

ОДК приняла решение. Консорциум станет генеральным подрядчиком с долей в 54%, тогда как оставшиеся 46% отойдут ММПП "Салют". Сейчас стороны ведут переговоры о разделении обязанностей, однако основной вопрос заключается в том, чье техническое предложение будет использоваться как основа программы. По словам Юрия Елисеева, проект "Салюта" получит поддержку Центрального института авиационного моторостроения и министерства обороны России. 

Срочность

Генеральный директор ЦИАМ Владимир Скибин призвал министерство обороны начать испытания двигателя как можно скорее. Василий Лапотько со своей стороны заявил: "Мы каждый день справляемся о продвижении проекта, и получается, что он находится на еще очень ранней стадии. Тем не менее, сейчас стартовала работа над соплами и камерой сгорания". В своих официальных сообщениях ОДК по-прежнему говорит, что производство начнется в 2017 году, однако эти сроки явно выглядят чересчур оптимистичными. Более того, не факт, что у России есть необходимые средства для успешного завершения данного проекта. Возможно также, что министерство обороны отсрочит заказ двигателей до того времени пока сам ПАК ФА не пройдет предварительные испытания, то есть как минимум до 2012 года.

Летные качества

В ближайшем будущем двигатель 117 все же должен позволить Т-50 соответствовать требованиям для самолета пятого поколения. Хотя бы минимальным. На самом деле основная проблема реактивного двигателя 117 заключается в его недостаточной тяге без форсажа. Точное ее значение неизвестно, но оно явно меньше 10 тонн. Так, тяга 117С (предназначенная для Су-35 "облегченная" версия 117) составляет 8,8 тонн без форсажа и 14,5 тонн с форсажем. В этой связи Т-50 будет способен достичь сверхзвуковой скорости с числом Маха 1,3, а не 1,5, как указано в технических требованиях. Для сравнения: сверхзвуковой самолет F-22 американских ВВС (основной конкурент Т-50) способен лететь при числе Маха в 1,7.

Еще одной слабой стороной двигателя является его относительная сложность, проистекающая из сходства с АЛ-31Ф. Так, в 117 стоит девятиступенчатый компрессор высокого давления, тогда как на F119-PW-100 американского F-22A этих ступеней всего шесть. И это оказывает прямой эффект на надежность агрегата и его обслуживание. 

"Салют" модернизирует АЛ-31Ф 

Параллельно с участием в создании двигателя для Т-50 "Салют" намеревается заняться модернизацией АЛ-31Ф. Его задача заключается в том, чтобы создать новый двигатель, который был бы полностью взаимозаменяем с базовой версией АЛ-31Ф, которая установлена на истребителях Су-27. Необходимо это с учетом того, что установка 117С на Су-35 потребовала серьезных модификаций.   

Первым этапом этой модернизации должен стать АЛ-31Ф-М1: у него появится новый компрессор низкого давления, дающий тягу более 13,5 тонн (на 1 тонну больше чем у базовой версии), тогда как срок службы увеличится до 1000 часов. АЛ-31Ф-М1 будет производиться под названием АЛ-31Ф "серия 42" и устанавливаться на модернизированные Су-27СМ и тактические бомбардировщики Су-34. 

В скором времени также пройдет испытания АЛ-31Ф-М2 с тягой в 14,5 тонн: агрегат получит новую камеру сгорания и систему контроля сопел. АЛ-31Ф-М3 с тягой в 15 тонн находится еще на стадии разработки. В этом двигателе будут применены и некоторые элементы технического предложения "Салюта" для ПАК ФА, в том числе трехступенчатый компрессор низкого давления и шестиступенчатый компрессор высокого давления.

После такой информации незашоренный читатель воскликнет: «Как можно было врать на таком высоком уровне, когда здесь «ещё и конь не валялся»?!». Но деньги на создание истребителя пятого поколения были выделены,  и грех было их не «освоить».

А что в США?

В «загнивающей от либерализма» Америке такие фокусы не проходят. Исследования по программе перспективного тактического истребителя ATF были начаты в середине  1970-х годов. В них участвовали все семь (!) ведущих американских авиационных фирм. После тщательного анализа предложенных проектов для дальнейшей разработки было выбрано два проекта – фирмы Локхид (YF-22A) и Нортроп (YF-23A). Министерство обороны США по результатам демонстрационных лётных испытаний, состоявшихся в начале 1990-х годов. Выбрало в качестве базового варианта для полномасштабной разработки самолёт YF-22A. И только в 2005 году истребитель  F-22A Blok 10  принимается на вооружение ВВС США. За 30 лет был создан истребитель, отвечающий требованиям пятого поколения. В России авиатехника создаётся иначе. В 2004 году выходит постановление правительства РФ о создании фирмой «Сухой» истребителя пятого поколения. И уже через 5 лет сердца россиян переполняются гордостью – вот он красавец из пятого поколения! Правда, авиаспециалисты в стране и за рубежом не торопятся поздравлять российский авиапром: цыплят по осени считают…

 

Статистика


Rambler's Top100
Подписаться