Правители Земли Русской о жидах

Ярослав Мудрый (1019–1054)


В Церковном Уставе Ярослава Мудрого (в Северной редакции) в перечне гражданских и уголовных дел, подлежащих юрисдикции суда митрополита и епископов, есть две интересные статьи:

1. «Если ЖИДОВИН или басурманин будет с русскою ... митрополиту 60 гривен, а русской идти в дом церковный».
2. «А кто с басурманкою или ЖИДОВКОЮ блуд сотворит ... от церкви да отлучается и от христиан, а митрополиту 12 гривен (в Румянцевском списке – 8 гривен)».

(И. Берлин. Историческая судьба еврейского народа на территории русского государства. Петроград. 1919. С. 156).


Владимир Мономах (1113–1125)

Съезд русских князей в Выдобиче (недалеко от Киева) под председательством Владимира Мономаха в 1113 году постановил:

«Ныне из всея русские земли всех ЖИДОВ со всех их имением (имуществом) выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». (В. Н. Татищев. История Российская. Т. 2. М. – Л., 1962. С. 128 – 130).


Иван Третий Великий (1462–1505)

Именно при Иване Третьем Великом были введены в широкий оборот, даже в язык официальных документов, термины: «ересь жидовствующих», «ересь жидовская» и «жидовство». Два раза встречался с царём для обсуждения вопроса о ереси жидовствующих великий русский инквизитор, игумен Волоколамского монастыря Иосиф. Иван Третий признался ему, что он давно знал о Зосиме, протопопе Алексее и кружке Фёдора Курицына, знал, что Иван Максимов «сноху у него в ЖИДОВСТВО свёл». Царь просил игумена простить его «за слабость». Иосиф требовал казни для жидовствующих. Царь ещё не решался. «Нет ли греха жидовствующих казнить?» Об этих беседах с царём Иосиф рассказал весной 1504 года в письме архимандриту Митрофану, духовнику царя. Наконец, царь решился покончить с ересью жидовствующих, В Москве в декабре 1504 года был созван Собор. Иван Третий присутствовал на этом Соборе. Главные жидовствующие по решению Собора были преданы анафеме и сожжены. (И. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого. 1868. С. 181 – 185).


Василий Третий Иванович (1505–1533)

Мне не удалось найти высказывания, устные или письменные, царя Василия Третьего Ивановича, в которых есть слово «жиды» и производные от этого слова. Но нельзя сомневаться, что он их употреблял и употреблял часто. Ведь именно в годы его юности и возмужалости разворачивалась на Руси борьба с «ересью жидовствующих». Он высоко почитал главного борца с «ересью жидовствующих», «великого русского инквизитора», игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого и часто бывал у него в монастыре для духовных бесед. Именно Василий организовал две встречи своего отца Ивана Третьего Великого и Иосифа Волоцкого для обсуждения вопроса об искоренении «ереси жидовствующих» на Руси.

Василий председательствовал и на Соборе в декабре 1504 г., на котором главные активисты «ереси ЖИДОВСТВУЮЩИХ» были приговорены к сожжению и прокляты. Они были сожжены публично в клетках в Москве и Новгороде. Доступ жидов на Русь при Василии Третьем был запрещён. Царь Василий Третий так и не выпустил из тюрьмы своего сводного племянника Дмитрия, на которого жидовствующие делали большую ставку, и который мог стать, если бы не энергичные противодействия русских жидоборцев, царём Руси Дмитрием Первым Жидовствующим. Что привело бы уже тогда, в начале 16-го века, к сильному ожидовлению Руси и большой порче русского народа. В 1509 Дмитрий так и умер в тюремной камере. За строгость к жидовствующим современники называли царя Василия Третьего Новым Константином.

Павел Иовий, посетивший Россию в то время, свидетельствовал, что «русские сильно ненавидели иудеев, содрогались даже при одном имени их и не впускали их в свои пределы, как людей презренных и враждебных» (Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 6).


Иван Грозный (1530–1584)

«В моё государство я ЖИДАМ ездить не позволю!» В 1550 году польский король Сигизмунд Август Второй писал русскому царю Ивану Грозному:
«Докучают нам подданные наши ЖИДЫ, купцы государства нашего, о том, что теперь ты ЖИДАМ не позволяешь с товарами в государство твоё въезжать».

Иван Грозный написал в ответ польскому королю такое письмо:

«Что касается того, что ты нам пишешь, чтобы мы разрешили ТВОИМ ЖИДАМ въезд в наши земли, мы уже много раз писали тебе о мерзких делах ЖИДОВ, которые отвращали наших людей от христианства, привозили в нашу державу отравленные зелья и пакости многие нашим людям делали;

Тебе, нашему брату, должно быть стыдно писать нам о них, зная все их злые дела. В других странах они тоже причинили много зла, и за это их изгнали или предали смерти. В моё государство я ЖИДАМ ездить не позволю, поскольку мы хотим избежать зла. Мы хотим, чтобы Бог даровал людям нашей страны жизнь в покое, без каких-либо смут. И ты, брат наш, не пиши нам больше в будущем по поводу ЖИДОВ». (Лев Поляков. История антисемитизма. Эпоха веры. М., 1977, С. 360. Юлий Гессен. История еврейского народа в России. Л., 1925. Т. 1. С. 8 – 9. Еврейская энциклопедия. Т. 8. С. 749).

В Полоцке, после того как в 1653 году туда вступили русские войска, жители обратились к Ивану Грозному с просьбой наказать жидов «за лихие дела и притеснения». Иван Грозный приказал собрать «всех ЖИДОВ города» и приказал всех ЖИДОВ, которые не пожелают креститься, (их набралось около 300) утопить в Двине. «А которые были в городе ЖИДОВЕ (так в Псковской летописи), тех Иван Грозный велел с семьями в речную воду вметати и утопили их». (Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. 9. С. 69).


Михаил Романов (1613–1645)

Закончился страшный и нелепый период русской истории – Смутное время. Народное Ополчение Пожарского и Минина освобождает Москву от ляхов и устраняет угрозу «мирного» вторжения жидов в Россию. Земский собор в 1613 году избирает царём Руси Михаила Романова.

Слово «жиды» в это время вполне законное, и у всех на языке. И первый царь из династии Романовых, в отличие от последних царей Романовых, не считает, что «некультурно и безграмотно» произносить и писать это слово. И у царя Михаила нет никакого трепета перед жидами. Его вообще не интересует жидовское мнение.

В письме принцу Оранскому, который интересовался прошедшими событиями на Руси, царь Михаил Романов писал:

«Сигизмунд послал ЖИДА, который назвался Димитрием царевичем» (А.Нечволодов. «Сказание о Русской Земле. СПб., 1913. Т.4. С. 450).

В договоре русских с поляками о воцарении Владислава сказано так:

«... и ЖИДАМ не въезжать для торговли в Московское государство» (Еврейская энциклопедия. 1906 – 1913. Т. 13. С. 611).


Фёдор Алексеевич (1676–1682)

12 сентября 1676 года царь Фёдор издаёт Указ против жидов:

«Которые ЕВРЕЯНЫ впредь приедут с товарами утайкой в Москву, тех ЕВРЕЯН с товарами и без товаров из Смоленска пропускать не велено». (Полное собрание законов. Т. 2. № 662).

А при заключении в Москве в 1678 году договора с польскими послами о продолжении Андрусовского перемирия царь Фёдор предоставил всем торговым людям разных национальностей право свободно перемещаться из России в Польшу и обратно «со всякими товарами», но сделал важное ограничение в целях безопасности России: «кроме ЖИДОВ!». (Полное собрание законов. 1678. Август 7. № 730. С. 173).


Царь Алексей Михайлович (1645–1676)

В 1654 году царь Алексей Михайлович велел гнать жидов из Могилёва:

«А ЖИДАМ в Могилёве не быть и жития им никакого не иметь». (Белорусские архивы древних грамот. СПб., 1824, часть 1, с. 106 – 107).

А «ЖИДОВСКИЕ дворы отнимать» в пользу государства! (Русское законодательство о евреях. СПб., 1887. С. 168. 180).

А в 1655 появился именной Указ царя Алексея «О высылке из Калуги в Нижний Новгород литвинов и ЖИДОВ». (Полное собрание законов. 7 марта 1655. № 148. С. 5).


Пётр Первый Великий (1689–1725)

Пётр Великий: «Не время дозволять ЖИДАМ приезжать и жить в моём государстве».

Когда царь Пётр был в Амстердаме, к нему обратился местный бургомистр Витсен с предложением разрешить поселиться в Петербурге мастеровым из евреев. Пётр очень уважал и ценил Витсена, был дружен с ним, принимал дружески его в Москве. Потому Пётр не позволил себе резкости, ему свойственной, и ответил в мягкой, дипломатической форме:

«Друг мой, ты знаешь ЖИДОВ и образ мыслей моих подданных, и я то же знаю - и тех, и других. Не время дозволять ЖИДАМ приезжать и жить в моём государстве».

1. Достопамятное сказание о жизни и деятельности Петра Великого, собранное редакциею «Русская старина». СПб., 1876. С.14, 47.
2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т.15. 1881. С. 98.
3. Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 14, 281.

Но у себя дома, в России, Пётр Великий высказывался уже без стеснения:

«Я хочу видеть у себя лучше народы магометанской и языческой веры, нежели ЖИДОВ: они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю его. Не будет для них в России - ни жилища, ни торговли, сколько в сём ни стараются, и как ближних ко мне ни подкупают».

1. Рассказы и анекдоты про Петра Великого. Русский Архив, 1884. № 6. С. 361.
2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 15. 1881. С. 98.


Елизавета Петровна (1741–1761)

«Повелеваю изо всей Российской империи... ЖИДОВ мужского и женского пола... немедленно выслать за границу и впредь ни для чего не впускать». (Полное собрание законов. 1743. декабрь 16. № 8840. С. 981).

Нелегальная иммиграция жидов в православную Российскую империю всё же продолжалась по причине прозрачности границ и тупости и продажности местного начальства. И те жидовские купцы, которым было разрешено приезжать временно на ярмарки в Малороссию, тоже обычно надолго задерживались в империи.

И тогда последовал Высочайший Именной Указ Елизаветы Петровны от 2 декабря 1742 года «О воспрещении ЖИДАМ проживать в России»:

«Повелеваю изо всей Российской империи, как из Великороссийских городов, так и из Малороссийских городов, ЖИДОВ мужского и женского пола, какого бы звания и достоинства ни были, со всех их имением (имуществом) НЕМЕДЛЕННО ВЫСЛАТЬ ЗА ГРАНИЦУ и впредь оных ни под каким видом не впускать, разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого вероисповедания». Таковым жидам после крещения позволить жить в империи, но «только вон из государства уже не выпускать». (Полное собрание законов Российской империи. 1743. декабрь 16. № 8840, С 981).

Этот Указ императрицы был распространён по всей империи. Соответствующие указы и, прежде всего, в губернии, провинции и города Малороссии и в Ригу разослал и Сенат, чтобы «наикрепчайше подтвердить» Указ императрицы, И «дабы оные ЖИДЫ изо всех мест Российской империи всеконечно выселены были». И уже к концу 1743 года из империи были выселены 142 жида.

Жиды тогда весьма всполошились. Тупые и подкупленные жидами местные начальники стали писать просьбы в Сенат, чтобы позволить жидовским купцам хотя бы временно приезжать в империю на ярмарки. Сенаторы, по недомыслию и продажности, подчинились воздействию жидов и обратились с просьбой к императрице дозволить жидовским купцам приезжать торговать в Малороссию и Ригу. Сенаторы пытались воздействовать на императрицу рассуждениями о том, что запрет жидовским купцам приезжать торговать в Россию принесёт не только большой вред коммерции и большие убытки местным купцам, но и «великий ущерб» государственной казне.

Резолюция Елизаветы Петровны была такова:

«От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». (Полное собрание законов Российской империи. 1743. декабрь 16. № 8840. С. 981).


Екатерина Вторая (1762–1796)

4-го декабря 1762 Екатерина Вторая издаёт Манифест, в котором разрешает всем иностранцам и всем русским, которые сбежали раньше за границу, особенно ремесленникам, вернуться в Россию, обещая полную личную свободу. Но Екатерина Вторая делает важное исключение:
«Кроме жидов». (Первое полное собрание законов. Т. 1. 1649–1825. СПб., 1851. 4 декабря 1762, 11720. С. 101).


Царь Николай Второй (1868-1918)

В письме от 27 октября 1905 года своей матери Императрице Марии Николай Второй писал: «В первые дни после манифеста нехорошие элементы сильно подняли головы, но затем наступила сильная реакция, и вся масса преданных людей воспряла.

Результат случился понятный и обыкновенный у нас: народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех – отсюда еврейские погромы. Поразительно, с каким единодушием и сразу это случилось во всех городах России и Сибири. В Англии, конечно, пишут, что эти беспорядки были организованы полицией, как всегда – старая, знакомая басня! Но не одним жидам пришлось плохо, досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям»  (В. В. Шульгин «Что нам в них не нравится ...» СПБ. 1992. С. 239. Письмо опубликовано в «Красном Архиве, в 22-м томе).


Русский историк Татищев не боялся употреблять слово «жиды».

В «Лексиконе российском историческом, географическом и гражданском» русского учёного-энциклопедиста Василия Никитича Татищева есть интересное замечание в словарной статье «Жид»: «Их сначала было в России много, но во время великого князя Владимира II-го в 1113 году общим определением всех князей выгнаны и закон положен, если впредь явятся, оных убивать. И сие в Великой России доднесь хранится, но в Малой России во владение польское паки допущены, однако ж указом 1743 все изгнаны и впущать наикрепчайше запрещено» (Татищев В.В. Избранные произведения. Л.: Наука, 1979, с.277).

Слово «жиды» не боялся употреблять и историк Соловьев.

«Жиды в царствование Алексея Михайловича умели добыть себе такие грамоты за красной печатью; они приезжали в Москву за сукнами, жемчугом и другими товарами и получали комиссию от двора; так, в 1672 году шкловские евреи Самуил Яковлев с товарищами отпущены были из Москвы за рубеж для покупки венгерского вина» (Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Кн.VII, тт.13-14. М.: Соцэкгиз, 1962, с.102).


 

Статистика


Rambler's Top100
Подписаться